Дочке 12 лет нужна помощь, как отпустить бывшую лучшую подругу.

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Дочке 12 лет, с детского сада дружила с девочкой. Примерно два года назад между ними начались небольшие разногласия, они поссорились, виновата, на мой взгляд, была моя дочь. Не общались около года, но моя хотела помириться все это время, несколько раз писала с предложением мира, но та не отвечала. Та девочка очень принципиальная, ей нужны были извинения, вплоть до раскаяния, что я считаю слишком, учитывая, что поссорились из-за мелочи- моя повторила за той девочкой видео в соц сети, и та обиделась (хотя обычно, эта девочка все и всегда повторяет за моей дочкой, и дочь относилась к этому спокойно). В конце концов моя извинилась и они помирились. Но отношения стали уже не те, и моя дочь это чувствовала. Но ничего не могла с этим сделать. Та девочка уже сдружилась с другой девочкой, почти не писала моей, не предлагала встретиться погулять, то есть, ей как бы все равно стало на их дружбу. Видя это, моя дочь начала злиться (думаю, от бессилия). Постоянно писала первая, но натыкалась на равнодушие со стороны той девочки, и начинала злиться на себя еще больше- потому что, во первых, та никогда не писала первая моей, а во вторых из-за бессилия, что ничего не может поделать с безразличным отношением той девочки по отношению к моей. При этом они все ещё общались. Не последнюю роль сыграли родители, конечно - так сложилось исторически, что если мы покупали что-то нашей дочке, то те сразу же покупали это же самое своей, но только лучше, например, мы купили нашей планшет, те купили своей тоже, но только более крутой; мы купили своей телефон, те тут же покупают своей более последней модели с лучшими характеристиками; мы купили нашей кольцевую лампу, и они покупают своей, но только большего размера. И так можно до бесконечности. Их жизнь и дружба уже в принципе, как я сейчас осознаю, была как бы и не дружбой, а какой-то гонкой, где моя всегда проигрывала по итогу, и злилась на подругу за это. И я почти уверена, что те родители намеренно делали так, чтобы сталкивать детей лбами, тем самым незаметно рассорить, ибо я точно уверена, что после первой ссоры они уже не хотели, чтобы их дочь дружила с нашей. Они перфекционисты по природе своей. И плюс, мы знаем некоторые вещи об их семье, которые они хотели бы , чтобы мы не знали. У них семья очень закрытая и лицемерная (не преувеличиваю), им важно создать приятную видимость о себе. Дочь их впитала всё это, и последние года полтора начала обманывать мою (пока они еще кое-как общались), моя очень сильно обижалась на это, но молчала. Долго молчала. А в один день сорвалась и высказала ей все в лицо, что та обманщица и плагиатка, и что много раз ее ловила на этом, но ничего не говорила. Та же - танк по психике, как мне думается, нервы крепкие, ей просто все равно, ей уже не нужны были отношения, и она за них не держалась. Моя чувствовала это и злилась. И теперь, вот, они не общаются, но моя все равно эмоционирует в ее сторону, я думаю, ей больно осознавать, что она не нужна той девочке. И от этого, моя дочь начинает еще больше злиться, желать той смерти и прочих плохих вещей. Периодически прослушивает голосовые сообщения их последнего общения-ссоры, просматривает совместные видео, вижу, что скучает по прошлой дружбе. И тут же понимает, что им не о чем больше разговаривать, что они стали разными. От этого она злится, это как ком нарастает. Как помочь справиться с этим, что посоветовать, чтобы она отпустила бывшую подругу? Вижу, не может отпустить ее. Мучается. На мой взгляд, учитывая ту семью, отношений больше не вернуть, я в этом даже уверена на 100% . Остаётся как-то отпустить и забыть. Но как.
Автор вопроса: Марина Возраст: 35

На вопрос отвечает психолог Романюк Наталья Владимировна.
Здравствуйте, Марина. Такое подробное описание отношений между вашей дочерью и ее подругой невольно натолкнуло меня на мысль, что в этой истории взрослые - главные заинтересованные лица конфликта. И вы, Марина, увы, в этом числе.
Почему я так решила?
Во-первых, вы очень вовлечены. Настолько педантично удерживать в голове хронику отношений, - на это нужно не мало сил и погружения. Хотя понять материнские чувства, безусловно, можно. Но...Подумайте, нет ли у вас лично, каких-то проблем в отношении подруги дочери и ее семьи? Как конфликт касается вас? Если же это такая тревога за дочь, то она явно чрезмерна и может подогревать конфликт, раскручивая эмоции участников до максимальных пределов.
Во-вторых, ваше оценочное суждение в сторону семьи подруги пестрит личным отношением в рамках категорий - "плохие-хорошие". А это сразу же приводит к ситуации субъективности, к полярности отношений "свои-чужие". Есть необходимость защитить своего ребенка? Анализируйте вместе с дочерью поступки и что за ними стоит. В чем пагубность того же "лицемерия". Но держите свое возмущение и недовольство, обиды при себе. Не стоит их демонстрировать дочери. Оставайтесь нейтральными. Если конечно, речь не идёт об угрозе безопасности ребенка. Или, факты доказывают противоправные действия в сторону вашего ребенка. Но насколько я поняла, вы указываете на обычные детские конфликты. Так пусть они ими и остаются.
Ваша дочь сама должна решить, хочет ли она "отпускать" подругу, или нет. Будет она ругаться с ней или мириться, страдать или уходить. И, поверьте, ваша 100% уверенность никак на это не повлияет. Это законы человеческих отношений. Ведь чем "ценнее" для нас человек, тем более эмоционально мы к нему привязывается.
Помочь же своей дочери вы можете только став для нее "контейнером". Выдерживая ее чувства и переживания безоценочно, разговаривая с ней о том, что ее беспокоит и как она хотела бы это изменить. Безусловно, если девочка захочет узнать ваше мнение, вы можете им поделиться. Но постарайтесь не занимать ничью позицию в конфликте. Ведь "правда" у каждого своя. И, конечно, не стоит так вовлекаться. Так вы позволите ребенку самостоятельно научиться принимать решения и не скидывать ответственность на других. А это самое главное в отношениях.
С наилучшими пожеланиями, Наталья Романюк