Я как будто не люблю дочь, я ее перестала понимать (8 лет).

Вопрос психологу:
Здравствуйте! У меня проблема всю жизнь, что есть ребенок. Какое то странное с моей стороны отношение. Когда я не рядом - я ее очень люблю, понимаю, что она у меня золотце, послушная, умная. Но как только я больше одного дня (24 часа) нахожусь с ней рядом, у меня терпения не хватает, хотя она ничего страшного не делает! Просто я как будто задыхаюсь, как в клетке. При чем, когда она была маленькая, проблемы были одни: она все время хотела быть на руках, рядом, я в туалет не могла нормально иногда сходить, а сейчас у нее тоже нехватка внимания, но уже более взрослые обиды: ты меня не понимаешь, ты меня не слушаешь, ты на меня ругаешься и ноет чуть-что. Я ловлю себя на ощущении, что когда я дома больше одного дня с ней, то я как будто умираю: исчезает веселая жизнерадостная девушка и появляется кто-то нечто бесполое и обязанное что-то делать (кормить, следить, обувать, одевать) - как будто ребенок лишает меня себя! С момента ее рождения рядом были родственники и пару раз в неделю я имела возможность бывать одна, так я восстанавливаюсь - одна. Как только ребенок выходит из квартиры я начинаю ощущать жизнь, я вижу будущее, могу планировать! Когда я дома с ней, то я просто лежу на диване без эмоций, мне хочется постоянно спать и нет энергии, встаю накормить и дела домашние. Эмоций для игр у меня нет, и я это не специально! Мне стыдно за такие чувства. Я смотрю на других матерей и понимаю, что я плохая. Мне СКУЧНО с ней говорить, играть, болтать, проводить время. Мне кажутся полной глупостью ее рассуждения, которые она претензионно пытается высказать, как взрослая, настаивает на том, что она взрослая, а потом ноет чуть-что, как маленькая опять. Когда она была до 5 лет, моя нежность и любовь, несмотря на любовь к свободе зашкаливали, а сейчас все больше и больше это становится какой то чужой человечек, к тому же похожий на отца, с которым мы не вместе и на их семью, которую я не очень понимаю. Они другие совсем нежели я, мне все время хотелось от них сбежать, что я в итоге и сделала, но теперь дочь всегда рядом и всегда рядом кусок отца и той семьи. И тут мне тоже стыдно! Потому что люди они неплохие, много мне помогали и делали, но у них какая то другая энергетика, мне психологически сложно с ними долго находиться. Как говорит отец дочки, что я печальная, а ребенку нужна радость. Но почему то во мне радость, только когда я ГДЕ ТО. Не дома. С друзьями, на работе, в поездке. Дома одной с ребенком мне невыносимо тоскливо и скучно, я начинаю нервничать и меня заводят любые пустяки. Иногда звоню подруге и как только слышу голос еще одного взрослого человека, с кем можно поговорить у меня тут же нормальное настроение. Но ребенок то не виноват, что мне с ней скучно и неинтересно. Она постоянно смотрит на меня и улыбается и ждет, что я улыбнусь в ответ. А мне не хочется, меня заставляют улыбаться, заставляют играть, заставляют слушать какие-то неинтересные вещи. Я могу это недолго, но через некоторое время ощущение, что в мою голову свинец заливают, потому что в голове всегда много мыслей и проблем (с работой). Ребенок очень часто с папой и свекровью - там весело, там прям рай. Там всегда игрушки и двоюродные брат и сестра. Веселуха! А потом она приходит домой и тут печальная вечно занятая своими мыслями мама. А мама не может никак стать другой. И я начинаю злиться, что у них все хорошо, а у меня все плохо. Муж второй раз женился, у него отличная зп, а я одна и без стабильной работы, у них семья крепкая, а у нас каждый сам за себя. Кстати мой отец ушел от нас, когда мне было 3 года. Точнее мама его выгнала, потом он приезжал раз в месяц, потом брал меня к новой семье. Я там ощущала себя отбросом - у них был дом, комп, машина, собаки, а у меня вечно уставшая и злая мама и серая маленькая квартирка, до сих пор не простила отца за такой диссонанс в своей жизни, а сейчас он так и не помогает, хотя у него есть пустая квартира, а я вынуждена снимать. Муж знает о моем больном вопросе и уже не настаивает на знакомстве дочки с новой женой - я сказала НИКОГДА она не увидит, что папа любит другую тетю и не почувствует этого. Я все чаще слышу от дочери, что я ее не люблю. И думаю, а может правда не люблю? Может я вообще не способна никого любить? Если меня спросить, что я люблю - я скажу свободу. Но свобода - это и отсутствие ответственности, в какой то степени. Да я не люблю ответственность, я непостоянная, у меня настроение за час может три раза поменяться. Стабильность мне всегда придавал другой человек - мужчина. Я знаю, что когда я не одна, я спокойней, уравновешеннее и как то отношение к дочери меняется, я как будто наполняюсь энергией и тогда могу ей и с ней поделится. Но если нет у меня вот мужчины? Откуда мне брать силы и энергию для дочери? Почему я такая пустая и злая и агрессивная? И да, печальная. Но только с ребенком и бывшим мужем. Остальные люди знают меня как жизнерадостного человека. Что со мной не так и как мне не травмировать ребенка? Спасибо.
Автор вопроса: Екатерина Возраст: 33

На вопрос отвечает психолог .
Здравствуйте Екатерина!
Очень хочется Вам помочь, т.к. от жизни, которую Вы описали, веет какой-то безысходностью. И такая атмосфера влияет на будущее Вашей дочки, а она передаст недолюбленность своим детям и так по цепочке. Вы молодец, что ищите способы изменить то, что Вас не устраивает в жизни. Ниже я задам Вам вопросы, ответив на которые Вам станет немного яснее ситуация, в которой Вы находитесь.
Вы: « У меня проблема всю жизнь, что есть ребенок».
Вопрос: Вам 33 года. Дочке 8 лет, до 5 лет Вам помогали родственники мужа, и Вы были с ней нежны. Значит проблема у Вас 3 года? Но возможно Вы Екатерина не оговорились и у Вас, судя по письму в целом, есть проблема всю жизнь с тем ребёнком, который внутри Вас. Там живёт девочка, которая обижена на мать, не умеющую проявлять свою любовь, отца, сумевшего создать во второй раз, крепкую и обеспеченную семью.
Вы: « Когда я не рядом - я ее очень люблю, понимаю, что она у меня золотце, послушная, умная. Но как только я больше одного дня (24 часа) нахожусь с ней рядом, у меня терпения не хватает, хотя она ничего страшного не делает! Просто я как будто задыхаюсь, как в клетке».
Вопрос: Признание и понимание достоинств ребёнка, это гордость, лесть себе, собственному самолюбию, а не любовь. А если бы дочка была не послушная и не умная, что бы Вы чувствовали, думали и делали по отношению к ней?
Вы: «…когда она была маленькая, проблемы были одни: она все время хотела быть на руках, рядом, я в туалет не могла нормально иногда сходить, а сейчас у нее тоже нехватка внимания, но уже более взрослые обиды: ты меня не понимаешь, ты меня не слушаешь, ты на меня ругаешься и ноет чуть-что.
Вопрос: маленькому ребёнку, даже если его окружают очень любящие люди (родственники мужа), всегда очень нужна близость, принятие и любовь мамы, никто не может её заменить. Поэтому дочка и пыталась именно от Вас получить, принятие, любовь и одновременно, чувствуя Вашу внутреннюю неудовлетворённость жизнью, неприкаянность, интуитивно стремилась дать свою любовь и восполнить ту пустоту, о которой Вы говорите в письме далее. Вы можете вспомнить аналогичную ситуацию из своего детства, когда мама не слушала, не понимала Вас, а ругалась? Как Вы себя вели в той ситуации, что чувствовали, какие мысли появлялись тогда?
Вы « Я ловлю себя на ощущении, что когда я дома больше одного дня с ней, то я как будто умираю: исчезает веселая жизнерадостная девушка и появляется кто-то нечто бесполое и обязанное что-то делать (кормить, следить, обувать, одевать) - как будто ребенок лишает меня себя!»
Вопрос: Екатерина, значит, у Вас всю энергию отнимает быт? А вместе с дочкой это всё можно делать? В Вашем с мамой доме всё делала она? Чем занимались Вы в свободное время в детстве, юности?
Вы: ,«….пару раз в неделю я имела возможность бывать одна, так я восстанавливаюсь - одна. Как только ребенок выходит из квартиры, я начинаю ощущать жизнь, я вижу будущее, могу планировать!»
Вопрос: Опишите подробно, как Вы восстанавливаетесь? О чём думаете, что делаете? В чём выражаете ощущение жизни? Вы записываете свои планы? В Ваших мыслях и мечтах о будущем есть место для дочери? Вы размышляете, как поэтапно достигать желаемого? Вы сами этого достигаете в мечтах или с кем-то, или о чудо всё само появляется в Вашей жизни вместе с мужчиной?
Вы: « Когда я дома с ней, то я просто лежу на диване без эмоций, мне хочется постоянно спать и нет энергии, встаю накормить и дела домашние. Эмоций для игр у меня нет, и я это не специально! Мне стыдно за такие чувства».
Вопрос: В играх с дочерью надо отдавать себя, в быту тоже, а энергии нет, т.к. такая жизнь отсутствует в Вашем представлении о том, как всё должно быть? Вам не хватало любви от мамы, т. к. она вероятно очень уставала и Вы не хотите жить так же, но повторяете её сценарий жизни. Вам стыдно не за то, что Вы не играете с дочкой, а за своё не желание, что-то делать. В таком случае помогает только преодоление лени, просто встаёшь и делаешь. Что Вам приходится заставлять себя делать, ходить на работу? Хорошо быть одной, никто не заставляет ничего делать, а дочка «обязывает», не даёт помечтать?
Вы: « Мне СКУЧНО с ней говорить, играть, болтать, проводить время. Мне кажутся полной глупостью ее рассуждения, которые она претензионно пытается высказать, как взрослая, настаивает на том, что она взрослая, а потом ноет чуть-что, как маленькая опять».
Вопрос: Дочка хочет опять, как в детстве заслужить Вашу любовь, но не знает как. Пытается стать с Вами на равных, чтобы помочь неосознанно решить Ваши внутренние проблемы, чтобы Вы улыбались, чтобы в доме была гармония. Ноет она от бессилия, что-либо изменить. И она действительно ещё не взрослая. А что бы Вы Екатерина сделали на её месте, если бы самый родной и любимый человек вёл и чувствовал себя так же, как Вы по отношению к дочке?
Вы: «…сейчас все больше и больше это становится какой то чужой человечек, к тому же похожий на отца, с которым мы не вместе и на их семью, которую я не очень понимаю. Они другие совсем нежели я, мне все время хотелось от них сбежать, что я в итоге и сделала, но теперь дочь всегда рядом и всегда рядом кусок отца и той семьи….. но у них какая то другая энергетика, мне психологически сложно с ними долго находиться».
Вопрос: Совсем другие – это значит приземлённые, живущие, как обычные люди простыми радостями, без выдающихся достижений? Что значит другая энергетика? У Вас ведь её вовсе нет, судя по описанию? В общем можно сделать вывод, что Вы очень одарены творчески, но направление этой одарённости не имеет чёткости и нет деятельности, в которой она может быть реализована. Эта мечта о самореализации, которую Вам необходимо осуществить самой или искать единомышленников. Тогда и энергия появится.
Вы: «Но почему то во мне радость, только когда я ГДЕ ТО. Не дома. С друзьями, на работе, в поездке».
Вопрос: Вы слушаете других и как бы проживаете их жизнь, появляется иллюзия, что Вы живёте так же, раз общаетесь с ними. У Вас ведь наверняка появляются замыслы какие-то, надежда, что и у Вас так может быть?
Вы: «…..постоянно смотрит на меня и улыбается и ждет, что я улыбнусь в ответ. А мне не хочется, меня заставляют улыбаться, заставляют играть, заставляют слушать какие-то неинтересные вещи».
Вопрос: В школе ведь тоже наверно были не интересные вещи, но Вы делали уроки? И друзья и подруги тоже не всегда говорят интересные вещи, но Вы не отворачиваетесь и не показываете свою безучастность? Значит причина в другом? Кто Вас заставляет делать не интересное? И что для Вас интересное?
Вы: «Я могу это недолго, но через некоторое время ощущение, что в мою голову свинец заливают, потому что в голове всегда много мыслей и проблем (с работой)».
Вопрос: Вы знаете, как Вам самостоятельно решить проблемы с работой? Что делаете для этого? Вы можете из всех своих мыслей выделить главную?
Вы: «Ребенок очень часто с папой и свекровью - там весело, там прям рай. Там всегда игрушки и двоюродные брат и сестра. Веселуха! А потом она приходит домой и тут печальная вечно занятая своими мыслями мама. А мама не может никак стать другой. И я начинаю злиться, что у них все хорошо, а у меня все плохо».
Вопрос: Вы можете стать другой, если захотите Екатерина, т.к. Вы очень творчески одарены, Вы создаёте целые миры в воображении, просто надо понять, принять и полюбить себя, найти своё место в жизни и реализовывать более достижимые цели, имеющие под собой базу и учитывающие жизненные обстоятельства, и данные стартовые условия Вашей жизни.. А что может Вас развеселить?
ВЫ: «Откуда мне брать силы и энергию для дочери? Почему я такая пустая и злая и агрессивная? И да, печальная. Но только с ребенком и бывшим мужем. Остальные люди знают меня как жизнерадостного человека. Что со мной не так и как мне не травмировать ребенка»?
Я: Любить Вы умеете, просто не знаете как. Застряли в детстве, свободы там правда тоже не много, но может, Вы свободой называете ничего - неделание? Вы чувствуете себя с другими людьми собой настоящей или это роль? И если роль, то чья, на кого похожа? Если Вы готовы, то надо поработать с психологом (способности, цели, иерархия ценностей, способы реализации, базирующиеся на мировоззрении, сам план по достижению, тренировка воли и упражнения на саморегуляцию). Тогда всё получится. Измените свои установки, полученные в детстве, изменятся и отношения с дочкой.
Успехов Екатерина!