Как помочь ребенку 6 лет стать менее тревожным?

Вопрос психологу:
Здравствуйте! У меня 2 дочери, замужем. Детям 6 лет и 1 год. С мужем отношения хорошие, но он много работает, редко бывает дома, поздно приходит. Первая дочь родилась проблемно и сразу попала в реанимацию, впервые взяла ее на руки только дней через 20 после рождения. Грудное вскармливание не получилось наладить. Весь первый год ее жизни ездили по врачам. Но в целом со здоровьем сейчас все хорошо, часто болеет (но это у многих детей бывает). Меня беспокоит ее тревожность. До 2 лет она не слушала музыку, плакала. Даже музыкальные игрушки не признавала. Потом испугалась звука дрели (у соседей был ремонт). И лет до 5 если слышала дрель, у неё начиналась паника. Потом боялась грозы и в целом громкие звуки вызывают тревогу. В детском саду адаптировалась плохо, плакала много. Не хотела в садик. Более менее с удовольствием стала ходить после 5 лет. Рождение сестры поначалу приняла хорошо, помогала с удовольствием, рисовала ей рисунки, делала подарочки. Но как только та начала ползать и ходить - отношение поменялось, стала ревновать, говорить что мы ее не любим, обижаться. До рождения второй дочки, я ей конечно уделяла больше времени, но сейчас физически не успеваю (бабушек нет в городе, муж постоянно работает допоздна или в командировках). Но всегда стараюсь поговорить с ней, заняться чем то вместе, каждый вечер читаем перед сном. В целом она тревожная и впечатлительная. Например, сходили с папой в кино, мультик. Ночью плачет, не может уснуть, потому что жалко одного из персонажей (хотя конечно мультик детский и там счастливый конец). Или плачет, потому что боится, что ее кто-нибудь заберёт (где-то услышала историю, что похитили ребёнка).
Любой свой неуспех воспринимает очень болезненно - не получилось нарисовать, не вышло аккуратно вырезать, не получается движение в танце (ходит в кружок) - все это вызывает бурную реакцию и слёзы. Мои попытки объяснить, что всему можно научиться, но постепенно, что сразу может не получиться, но получится потом не работают. Говорит, что никогда не получится и плачет, не хочет продолжать начатое. Через полгода с небольшим ей предстоит идти в школу. Боюсь, что с таким отношением к неудачам будет сложно. Как можно помочь ей преодолеть эту тревожность? И относиться к проблемам и неуспехам проще, не принимать все близко к сердцу.
Автор вопроса: Елена Возраст: 36

На вопрос отвечает психолог Чугунова Светлана Леонидовна.
Елена, добрый день! Самое главное если вы заметили, что у вашего ребёнка, очень высокий уровень тревожности, а он действительно очень высокий, поэтому надо вам снижать его. Так как это мешает ребенку жить полноценной жизнью, вести активный образ жизни, да и вам как родителям приходится быть постоянно на грани, быть постоянно в тонусе. Для этого надо все-таки понять причину тревожности вашего ребенка. В данный момент вам надо быть сейчас с вашим ребенком на сколько это возможно еще ближе, избегать всякого рода критики, осуждения, требований как к старшему, это для вас ваш ребенок старший, но вот ребенок то как раз так не считает и ему хочется получить свою порцию внимания и сочувствия. Попробуйте поговорить и узнать, что может ее успокоить, что поможет расслабиться, что вообще ваш ребенок чувствует в тот момент, когда ее накрывает приступ тревожности. Вам надо увеличить совместное времяпровождение, причем только вдвоем, это могут быть игры, чтение, и если все-таки данные меры не приводят к результату, то следует обратиться к специалисту. Выяснить основную причину тревожности, выяснить ее глубину. И попытаться выяснить какой характер у этой проблемы психологический или неврологический. Важно в семье добиться единой тактики поведения всеми членами семьи, выработать единую линию воспитания, требований. Соблюдать последовательность в наказаниях и поощрениях. Если что-то нельзя, то это нельзя никогда и это касается всех членов семьи. То есть в снижении тревожности у вашего ребенка важно соблюдать системность, планомерность. Есть также несколько советов, таких своеобразных «НЕЛЬЗЯ» о которых важно помнить. Здесь надо быть честными с самим собой и признать, что эти факты есть в вашем повседневном поведении с вашим ребенком, не скажу, что они есть обязательно, но скорее всего это происходит на автомате и вы настолько уже к этому привыкли, что не замечаете, а ребенок так как вас любит и принимает вас безусловно и на какие-то вещи повлиять сам не может, поэтому и реакция у него такая. Как правило если ребенок не может вам сказать, что ему что-то не нравится, то он реагирует как-то не так, как обычно. Может быть та самая тревожность и есть крик души вашего ребенка. Так вот про «НЕЛЬЗЯ»: нельзя угрожать ребенку, что вы его накажите, что вы его кому то отдадите, если он не слушается вас, нельзя сравнивать своего ребенка с другими детьми причем как в отрицательном, так и в положительном ключе, нельзя предъявлять к ребенку завышенных требований, помните, что это ребенок, нельзя требовать, чтобы ребенок за каждый проступок извинялся, лучше попытайтесь понять вместе с вашим ребенком причину такого поведения, чтобы ваш ребенок попытался сам эти причины озвучить, постарайтесь не требовать от ребенка какой то смелости в незнакомой обстановке, ведь не всем людям бывает комфортно как то сразу адаптироваться в новой обстановке или найти общий язык с незнакомыми людьми, кому то на это нужно чуть больше времени, не нужно включать вашего ребенка в какие то соревновательные дела, особенно если вы знаете, что в каком то деле он не совсем силен. И еще момент понимаю, что вам как маме сейчас очень тяжело. С учетом того, что как я поняла помощи у вас практически нет, папа работает, и основная часть домашних дел, хлопот и двое детей все на вас. Может быть ваше состояние передается вашему старшему ребенку, он как катализатор, лакмусовая бумажка своей любимой мамы. Поэтому надо начать прежде всего с самих себя, думаю, если у вас наладится ваше эмоциональное состояние, то и у вашего ребенка придет все в норму. Но помните, что если это затягивается по срокам и продолжительности, то лучше всего обратиться за профессиональной помощью.