Сын говорит, не хочу в садик потому что там нет мамы и папы и там много детишек. Как улучшить состояние ребенка?

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Сын 4 года, с детства был послушным, нежным мальчиком. Была стеснительность, но в пределах нормы думала, замкнутость частичная, боязнь нового, очень тяжело оставался у сестер, привязанность сильная ко мне и мужу. Списывала это в силу такого характера, внимания особого не обращала, думала пройдет. В частный садик начали ходить с 1.9, не смог привыкнуть перешли в гос садик, тоже не смог привыкнуть. Потом мы переехали и поменяли садик вроде пошло нормально, но был замкнутым с детьми особо не играл, только с одной девочкой..
После рождения дочери (1.3), он изменился очень. Была ревность, думаю без него никак. Дома стал вспыльчивым, обидчивым, ломает крушит, обижает сестренку. Месяц назад начались у него ночные кошмары, просыпался с плачем с истерикой будто кто то есть или кто то его забирает(типо не пойду не хочу садится в машину), один раз проснулся с истерикой у меня длинные пальцы мама я не хочу такие длинные пальцы убери убери. В садике говорит, что ни с кем не играет просто сидит на диванчике. Воспитатель говорит, что он очень послушный, правильный, спокойный мальчик, не носится как другие мальчишки, играет в конструкторы, доктора играет с девочкам, но в основном сидит на диванчике. Кушает, спит, выполняет все поручения. Сын говорит, не хочу в садик потому что там нет мамы и папы и там много детишек. Думаю может кто то обидел его ( стал очень обидчивым на всякие мелочи). Слез конечно в садике нет, но беспокоит его состояние. Дома носится бегает все верх дном, а в садике сразу замыкается. Стал очень часто плакать. Особо и не ругаем, за нужное, в основном то что ломает игрушки и обижает сестренку. Дома только там нас строит, чуть что сразу обижается и вредничает, но стараемся не ругать из за этого, а в садике не может ответить. Были на днях рождениях детки веселились, музыка пузыри там мишура танцы, а он ходит напряженный особо не радуется следит за всеми.
Еще он не любит одеваться, это мешает там не так тут не так, в интернете всякое написано, даже страшно. Или это временное, из за сестренки, все таки большее внимание ей. С мужем отношения хорошие, муж все свободное время уделяет сыну, я стараюсь тоже. Нужно ли переживать? Пройдет ли это? Как научить его постоять за себя, чтоб он играл, не замыкался и не боялся детишек?
Автор вопроса: Гульназ Возраст: 26

На вопрос отвечает психолог Островская Виктория Сергеевна.
Добрый день, Гульназ. Из вашего письма, можно предположить, что ваш ребенок гиперчувствительный к окружающим. Это не есть плохо, ребенок просто очень привязан к вам и чувствует возле вас защиту, которую он пока что не ощущает от других людей. Конечно, с возрастом дети это перерастают и постепенно начинают чувствовать и доверяться окружающему его миру. А пока на данный момент он очень привязан к вам, и ему сложно оставаться без вас одному.
То, что он в садике сидит на диванчике и ни с кем не играет, возможно у него нет пока доверия к детишкам, присматривается. Конечно, хорошо бы очно сводить ребенка к специалисту, что бы разобраться чего он боится и что у него внутри. Потому как он сказал, «не хочу в садик там нет папы и мамы и там много детишек», вот тут бы надо понять, почему его пугают детишки, видь детям наоборот хочется играться со сверстниками. Возможно, случай из практики, родители водили сына в сад, а там была девочка, которая сказала, что тебя родители не заберут, а оставят в садике навсегда. После чего мальчик просто замкнулся в себе, в садик ходили с криками, не могли понять поведения ребенка, после разбора ситуации было понятно, что у мальчика страх, быть покинутым родителями. Возможно, где то на площадке или в садике тоже могли детки сказать, что-то подобное, а для чувствительного ребенка это огромный стресс и ужас.
То, что у него ревность к младшей сестренке, так бывает у многих. Детки не понимают еще, что младшие до определенного момента очень нуждаются в родителях, и у них возникает внутри опустошения, и они чувствуют себя в какой-то мере покинутыми. Тут надо просто объяснять, что любите вы его так же сильно и любовь у вас к обоим одинакова. Это конечно со временем пройдет, но тут на данном этапе нужно как можно больше пояснять ребенку, что он любим, так же как и всегда.
Вы пишите, что месяц назад у него начались ночные кошмары. Подумайте, что могло предшествовать этим кошмарам? Возможно у вас были какие то изменения в семье, за этот месяц. «Один раз проснулся с истерикой у меня длинные пальцы мама я не хочу такие длинные пальцы убери убери» По этому сну можно проработать этот страх по АРТ терапии, я вам в конце распишу технику, попробуйте ее с вашим ребенком. Часто во снах срабатывает наше бессознательное восприятие, это может быть перемены в семье, садике и тд.,. Когда мозг неосознанно нам показывает наши переживания, это если касаемо страшных снов на данном этапе.
«Дома носится бегает все верх дном, а в садике сразу замыкается. » Что-то ему не нравиться в садике либо сам садик, либо дети, либо то, что вас нет рядом. А как он себя ведет на детской площадке? Он общается , играется с детками? Понаблюдайте, когда вы рядом как он контактирует с детками. « Как научить его постоять за себя, чтоб он играл, не замыкался и не боялся детишек?» Тут первое что, нужно узнать причину его боязни детишек боится ли он их, или просто есть стеснение в общении с ними. Вы написали, что с одной девочкой он играется в садике, значит не все так плохо. Скорее всего, он тщательно выбирает себе друзей, ну такой вот у него характер. Так как вы писали, что были на мероприятии где танцы, мыльные пузыри, мишура , а он следил за всеми, скорее не следил, а изучал. Ну, вот такой характер у вашего парня. Гульназ, вы не переживайте страшного с сыном ни чего не происходит, со временем характер поменяется. Я вам скину технику АРТ терапия, попробуйте ее проделать с сыном на его страхи, про сон с пальцами, и про боязнь общения с детишками.
Техника;
Эта техника позволяет проработать на бессознательном уровне достаточно
сильный страх. Она может быть особенно полезна для работы с маленькими
детьми, которые чего-то бояться. Для её выполнения потребуется: чистый
лист бумаги и цветные карандаши или краски.
В этой технике нужно выбрать страх, который больше всего Вас (или Вашего
ребенка) беспокоит, и изобразить его на бумаге. А также рядом со страхом
изобразить (конечно, в упрощенной форме) самого себя. Для этого Вам
помогут следующие вопросы:
Если бы мой страх можно было выразить на бумаге, на что он был бы похож?
Каким образом можно изобразить мой страх на бумаге?
Где нахожусь я по отношению к своему страху?
После того, как Вы (или Ваш ребенок) нарисуете (нарисует) свой страх,
внимательно взгляните на рисунок. Проанализируйте его. Для этого Вам
помогут следующие вопросы:
Какие из деталей рисунка самые страшные?
Что можно сделать с ними, чтобы они не были такими страшными?
Как нужно изменить рисунок, чтобы из страшного он превратился в обычный
или даже смешной?
Если бы мой страх уменьшился до крохотного размера, каким бы стал я на
этом рисунке? И где бы тогда по отношению ко мне находился бы этот страх?
Отвечая на вопросы, Вам (или Вашему ребенку) следует изменять детали
рисунка: что-то подрисовать, что-то подправить и пр. После того, как Вы
измените рисунок и, осознаете, как Ваш страх значительно уменьшился,
изобразите его на другом рисунке. И рядом с ним себя.
Обратите внимание. После того как Вы (или Ваш ребёнок) изобразите свой
страх на втором рисунке и рядом с ним себя самого, насколько Вы больше
стали по сравнению со своим страхом. А страх, напротив, стал намного
меньше. И как изменилось его расположение на рисунке по отношению к
изображению Вас (или Вашего ребёнка)?
Уважаемая Гульназ, попробуйте технику, используйте как можно больше разноцветных красок или карандашей, фломастеров, техника хорошая и рабочая как раз с детишками, она им заходит на ура, они с большим удовольствием рисуют и рассказывают. Желаю вам удачи.