Муж ударил старшую дочь, которая встала на мою защиту. Она ушла жить к бабушке.

Вопрос психологу:
Здравствуйте, меня зовут Олеся. Мне 36 лет. В браке уже 16 лет. Есть трое детей 15, 10 и 6 лет. Как в любой семье у нас происходят ссоры. В последний раз муж ударил старшую дочь, которая встала на мою защиту. Теперь дочь ушла из дома и живёт у моей мамы. Муж обвинил в этом меня. Говорит, что всё ей разрешаю, не правильно воспитывают. Я в ответ сказала, что это он причина, что дочь не хочет с нами жить. Он упёрся и дочь тоже. С ребёнком я разговаривала, но она категорически не хочет возвращаться. Говорит шансов ему давалось много. Друг с другом не разговаривают. Я дала ребёнку время, чтоб она поняла, как ей будет с бабушкой и моим отчимом. А от мужа хотела, чтоб понял свою ошибку. Но получила лишь упрёки и очередной скандал. Может это я поступила не правильно, разрешив дочери пожить у бабушки? Может следует ещё раз с ней поговорить и прийти к чему-то? Я не могу и не хочу выбирать между ребёнком и мужем. Сама вся на нервах, дети переживают. Мужа бестолку просить поговорить. Он сразу начинает орать. В чём моя ошибка? И что я могу сделать, чтобы наладить их отношения?
Автор вопроса: Олеся Возраст: 36

На вопрос отвечает психолог Романюк Наталья Владимировна.
Здравствуйте, Олеся. Чтобы понять ситуацию, задайте себе вопрос: является ли для меня, как для матери и женщины приемлемым проявления "насилия" (физического и эмоционального) в семье? Готовы ли вы терпеть унижение, обвинение со стороны вашего супруга, вновь и вновь погружаясь в роль жертвы?
Не кажется ли вам, что дочь как раз и видит это - и, уже готова защищать себя сама (и даже вас). Она приняла решение, и она права. А ваш партнер, отец девочки, должен осознать, что подобное поведение не приемлимо. Иначе он рискует потерять контакт с близкими.
Олеся, это ваше право - прощать, любить, терпеть, служить. Даже через боль и унижение. Но будьте готовы к тому, что "насилие" будет распространяться и в сторону детей тоже. Авторитарная и и доминирующая позиция супруга - это вечное напряжение и страх в семье, это отсутствие БЕЗОПАСНОСТИ!
Что тут делать? Обращаться к психологу лучше вместе, или хотя бы самой.
Но не делая выбор и оставляя все как есть, вы лишаете себя и своих детей главного - свободы и доверия в отношениях. Крайне не рекомендую насильно девочку возвращать в семью. Идеальный вариант - если отец осознает и извинится за свое поведение. И помните, нельзя оправдывать насилие, как бы неприятно или страшно не было.
Сейчас решение за вами, Олеся.
С наилучшими пожеланиями, Наталья Романюк.