Упрямство ребёнка 3 лет - делает наоборот - может толкнуть, если злится.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Меня зовут Ксения. Мне 31 год, ребенку 3,5 года, ходит в сад, очень активен и общителен. Но, характер своенравный. Прошу его раздеться или одеться, говорит нет, не хочу! Я итак, прошу и по-другому. Начинаю психовать, естественно, после тридцатиминутных уговоров, уже говорить, что тогда лишится мультиков, вкусняшек и тд. А он мне нет, я не буду одеваться. И также в садике, не хочет, говорит, мама меня оденет. Не знаю, как быть.
Также играет с детьми в саду и если дети не играют по его правилам, то начинает психовать и может толкнуть или царапнуть.
Дома мы ему что и делаем, только объясняем, как надо и как не надо, говорим, что плохо толкаться, что надо слушать воспитателей, что их двое, а детей много, что им сложно. Он кивает, говорит, не буду так вести себя, когда забираю, воспитатели говорят, опять сопротивляется.
Как будто протест у него. Сегодня вообще плюнул на пол. Разозлился и так сделал.
Никто пример не подаёт ему такой, я могу конечно, прикрикнуть, сорваться. Сажаю его на стульчик подумать или в угол ставлю. Не знаю, как быть и как найти общий язык.
Хотя, он у меня малыш очень любвеобильный, нежный, но как будто протестует. Как мне быть в такой ситуации, чтобы минимизировать такие ситуации?
Автор вопроса: Ксения Возраст: 31

На вопрос отвечает психолог Бакулева Елена Олеговна.
Здравствуйте, Ксения!
Когда ребенок взрослеет, он меняется, поведение меняется, ребенок проявляет ранее неведомые для него чувства, и смотрит, как ему это, как реагируют родители. А родители тоже оказываются в замешательстве, что происходит с ребенком. Раньше, одел ребенка и пошли гулять, а сейчас, "Я сам", или "Не пойду гулять", "Не буду одеваться..". Нужны некоторые знания, чтоб успешно справиться с этими изменениями. Придется внести некоторые правила в воспитание, от этого зависит какие навыки и привычки вы заложите и поговорим, как справляться!
Все изменения проявляются около 2.5 -4 лет, это в психологии называется кризисом 3 лет. Ребенок крепнет, начинает осознавать себя отдельной независимой личностью. Отсюда, он настаивает на своем, капризничает, протестует, делает наоборот.. И все это сопровождается разными чувствами, в том числе гневом, злостью, раздражением. Отсюда истерики, агрессия. В возрасте около 3 лет это все расцветает пышным цветом, это нормально! А родителям бывает очень тяжело, просто опускаются руки. Не переживайте! Малыш набирает силу, пробует, что будет "если я так сделаю, а так?" Смотрит на вашу реакцию, действия. По возможности давайте поле для самостоятельной деятельности. Вводите правила. Пусть пробует, будут ошибки, это нормально. Находите подход. Подавайте сами пример, ребенок все видит, все впитывает!
Давайте с одеждой, вот не хочет одеваться, можно отвлекать разговорами, как вы пойдете, как там уже ребята гуляют, и наверное строят целый замок в песке и уже нас ждут играть! В общем, таинственным голосом можно отвлекать интересными историями. Или посадить любимого мишку, который "уже нас с тобой ждет!" Можно от имени Мишки сказать голосом медведя" Ну ты скоро, (имя), пойдем, одевайся быстрей, так хочу с тобой на прогулку (спать, в садик). В игровой форме отвлекать малыша, и в это время вы экономите своё время и нервы. Может ваш ребенок любит стишки, песенки, тоже подойдёт. Ребенку интересно, весело, и он не сопротивляется. Если хочет сам одеваться, давайте такую возможность, когда у вас есть время. Так как сейчас как раз закладывается в структурах мозга самостоятельность, важность своих действий, вера в себя и свои силы! Ещё можно предложить " Давай кто быстрей сапоги наденет!" Соревновательный дух тоже часто бывает помощником, чтоб побыстрее одеться (раздеться) Наперегонки с Мишкой, ребенок раздевается, а Мишку раздевается вы. Раз два, начали! Попробуйте разные методы. Главное, чтоб они нравились ребенку, чтоб было, по возможности непринужденно и весело. Но помните, что бывает у ребенка и плохое настроение, тогда нужно присоединиться в чувствах " Я вижу, ты злишься, не получается завязать шнурок, давай помогу" В общем смотреть по ситуации, где что применить.
Ксения, бывает порой не просто совладать с малышом, найти правильный и действенный подход, но вы пробуйте, вы почувствуете, будете видеть по ребенку. Я даже когда не знала уже что делать, нервы на пределе, спрашивала у дочки, "ну что мне с тобой делать?" А она мне "Сказать, молодец, Соня!" Это же гениально! И дети порой даже подскажут! Похвалить нужно обязательно, если ребенок, оделся, смог сам, у него получилось "Какой ты быстрый, молодец, быстрее меня оделся!". А мы, родители, порой забываем в суете и спешке похвалить ребенка, поблагодарить, а это очень важно!
Вы пишите “ Сегодня вообще плюнул на пол. Разозлился и так сделал.” Ответить можно так “Ты злишься, я понимаю твои чувства. Но плевать на пол нельзя. Можно взять подушку и побить ее со всей злостью!” То есть вы говорите нельзя, и объясните, покажите, как можно. Можно нарисовать злость, и смять лист со всей силой, или порвать.
Если вы поймаете алгоритм действий, поймете, как нужно общаться с вашим малышом (дети разные и подход тоже!), то наказывать вообще не придется, мультики, вкусняшки.. Это будет не нужно.
Удачи вам и всего хорошего!