Сын подросток меня ненавидит, врет, на уме одни игры.

Вопрос психологу:
Здравствуйте! У меня такая ситуация. Трое детей. Маленьким: 1.8, 3 года. И старшему 13 лет. Первый ребенок без брака. С отцом его после рождения сына не общались. Сейчас замужем. Со старшим сыном очень сложные отношения. Он очень часто врет мне, недоговаривает. На уме одни игры. Говорит, что сделал уроки. И будет играть в телефон. Начинаю проверять-половина не сделана. В итоге конфликт. Он не хочет делать, учить уроки и тд. Говорит, что ему ничего не нужно, что ненавидит меня, чтоб меня не было лучше. В один из таких конфликтов я разбила его телефон. Так, как он соврал , что сделал уроки и стал играть в телефон. Я сказала, чтобы он все выучил. Он кинул вслед мне книжку и попал по маленькой сестре. Та сильно испугалась, была истерика. Вот теперь не знаю как поступить. Понимаю, что и возраст у него такой, гормоны. И я не правильно поступила, себя виню. Если я не разрешаю играть ему в телефон, так как не сделаны уроки , то он постоянно говорит, что ненавидит меня, отговаривается. Но я его предупреждала, что если он не будет делать задания со школы, то телефона больше у него не будет. Тут я не выдержала( так как он соврал. Да я и не против этого телефона, но лишь бы все уроки были сделаны и все выучено, и оценки нормальные. Вот теперь в растерянности. Как правильно поступить. Что делать?
Автор вопроса: Ольга Возраст: 35

На вопрос отвечает психолог Бакулева Елена Олеговна.
Здравствуйте, Ольга!
Да трое детей, да еще у вас такие малыши и сын подросток, это тяжело. Приходиться многое успевать, и порой не справляешься, а тут у сына еще и уроки, и нужно все успеть. Это важный и ценный труд мамы. Хочется, чтоб сын, который уже достаточно взрослый, вел себя как взрослый. Да, Ольга, это время переходного периода сейчас в самой острой фазе, и это еще будет продолжаться. Это нормальный ход вещей. Просто нужно будет научиться жить с человеком, у которого идут сильные изменения. Вашему сыну тоже не легко. Период очень насыщенный в плане становления. Это переход из детства во взрослую жизнь, с сильными изменения на физическом, эмоциональном, гормональном уровне.
С телефоном, да вы перегнули палку, и в то же время вы тоже имеете право на свои эмоции, они, видимо, зашкаливали, и поэтому вы не совладали на тот момент. Когда еще будет подобное, нужно уйти в другую комнату со словами "Я сейчас очень злюсь, я в гневе", остыть, и потом вернуться и поговорить, когда эмоции улягуться. Вы кинули телефон, он - книгу, потянулась цепочка. Если вы уйдете, злясь на сына, и он уйдет в другой раз, чтоб остыть, и вернуться к разговору. Ольга, вы показываете пример! Сын наблюдает за вами постоянно. Что вы делаете, как, как поступаете, он учиться у вас. Можете признаться, что очень злились, и поэтому не смогли по другому. “ Не правильно я поступила, я сожалею!” Но теперь вы постараетесь владеть ситуацией, и уметь договариваться! С этими словами можно подарить новый телефон. И договориться, что сын будет поответственней, постарается уроки делать сам без напоминания. “Постарается” - это значит, что не всегда будет получаться, но он будет стараться! Это значит не совсем “закрутить гайки”, а чтоб было место для ошибки. Он только учиться быть самостоятельным и ответственным.
Что касается уроков, постарайтесь хвалить сына за малые успехи, за хорошие оценки, за вырученные уроки вовремя. Просто, даже, когда он сидит их и делает, подойдите, посмотрите, спросите, какой предмет он сейчас изучает, и уйдите со словами "Ты у меня молодец, сидит учит уроки!". Если что то вам поможет, вынесет мусор, уберет за собой, замечайте это, похвалите, поблагодарите за помощь "Сынок, спасибо, что сходил в магазин, ты мне так помог! " Ольга, чем больше вы замечаете хорошего, тем его больше будет!
Что можно еще порекомендовать. Ольга, у вас двое маленьких детей. Представляю ваша загруженность. Многодетным мамам вообще надо памятник при жизни ставить, это очень важный и ценный труд. Так вот, чтоб были силы на всех детей, нужно быть самой в ресурсе. Уделите время себе. Оставьте детей на мужа и дайте себе отдых. Например, ходите одна в магазин, и купите что то для себя! Это самое простое. Можно встретиться с подружкой и сходить в кафе! Можно все, что вам принесет отдых и насытит эмоционально. Это первое и важное. Чтобы наладить с сыном отношения и взаимопонимание, нужно ему хотя бы раз в неделю уделять время безраздельно. Чтоб вы могли поговорить, пообщаться не на тему уроков. А обо всем, как он и чем живёт, какие у него интересы, кто нравиться, есть ли друзья, какие с ними отношения, что нового в школе, что любит, что ненавидит, какие желания. Тогда сын почувствует вашу заинтересованность. Может сходите с ним куда нибудь, что он любит? Спросите у него, как бы он хотел провести время с вами вдвоём?! И такое время нужно выделять периодически, чтоб с сыном был контакт. Попробуйте, тогда и в школе дела пойдут получше. Попробуйте с ним быть доброжелательной, и говорить не только об уроках. Проявляйте любовь, обнимите, похвалите, купите подарок иногда просто так, проведите с ним время наедине, без малышей, помогите в чем то, это все напитает его вашей любовью, и он станет лучше слышать ваши просьбы, станет самостоятельней с уроками (он может сейчас уже делать уроки вообще без вашей помощи!) Попробуйте уделять ему такое время, как будет получаться, вы увидеть изменения в лучшую сторону. Подростки хотят быть нужными, важными, самостоятельными. Когда это поощряется родителями, выигрывают все.
Всего вам хорошего!