Дефекты речи.

Вопрос психологу:
Не знаю к какому разделу отнести этот вопрос, он не про депрессию или отношения, он про проблемы с речью.
Начнем издалека: в детстве у меня не было никаких проблем с речью, разве что букву Р и Л я не выговаривал и не выговариваю сейчас. Рос здоровым ребенком, хотя был один случай, когда меня отправили в Татарстан к тете в деревню и я какое-то время по возвращении говорил полную чепуху на смеси языков. Со временем я позабыл чувашские и татарские слова, в школе был выскочкой, учился на 3-4, рос нервным, в период обучения в ВУЗе приходилось много говорить, выступать на парах, защищать разного рода работы, обычная рутина, в добавок к этому я пытался (без особого успеха) изучать 2 иностранных языка, после такой напряженной недели голова просто гудела и появился дефект при разговоре - я периодически коверкаю и смешиваю слова, непроизвольно, не обращая на это никакого внимания (смысл до меня доходит после произношения), то есть в разгаре жаркого спора, например, вместо "Ерунду не болтай", я могу ляпнуть "Болту не ерундай". Эффект часто проявляется, когда я говорю на эмоциях, а уж когда нервничаю, то вообще несу полнейшую чушь и путаю слова, не критично, но неприятно. Изредка какое-то знакомое русское слово может вызвать размышления вида "Что оно означает? Почему так пишется, от какого корня произошло" и в какой-то момент слово может предстать в голове как совершенно незнакомое, вызывающее чувство растерянности. Иногда я могу начать думать на другом языке (английском) и после подобного переключения я путаю слова из разных языков, понимаю что что-то не так и задумываюсь об этом, беспокоюсь. Немного обо мне: по профессии своей я программист, часто испытываю напряжение, нервничаю, в семье моей мама любит поскандалить и поорать, мне передалась эта ее черта, и я часто срываюсь ей в ответ. Сам по себе я неуверенный и мнительный, в отношениях состою не часто, людей не слишком люблю, необщителен, одинок. Имею множество хобби или вещей, которыми хотел бы заняться, но не могу найти на них времени. Досуг свой обычно провожу дома сиднем, либо в гараже со своей машиной. Случается пить некрепкий алкоголь, вроде пива.
Должна ли эта проблема вызывать у меня беспокойство или же это простой эффект от перенапряжения?
Автор вопроса: Александр Возраст: 27

На вопрос отвечает психолог Вараксина Евгения Васильевна.
Здравствуйте, Александр!
На речь любого человека влияет его эмоциональное состояние: меняется интонация, темп речи, громкость голоса. Это нормально, более того это делает нашу речь отличной от голоса робота, наполняет ее красками, передает дополнительную информацию собеседнику. Однако для этого наши эмоции должны соответствовать ситуации, не должно происходить застревания на какой-то одной эмоции, сила эмоций должна быть адекватной происходящему в реальности. В вашем случае нервное напряжение свидетельствует о том, что эмоциональный баланс в организме нарушен. Вы пишете, что много "нервничаете". Какие эмоции стали доминировать? Раздражение, гнев? Важно понять, с какими жизненными ситуациями, людьми - эти эмоции связаны, как разрешить эти ситуации так, чтобы гнев и раздражение в Вашей жизни снова были в балансе, а не в чрезмерном количестве. Когда мы не принимаем какие-то моменты в своей жизни - сначала возникает гнев, раздражение. Дальше, если мы ничего не меняем, чувство усталости и опустошенности: "Меня это не устраивает, но я ничего не могу сделать" (про что это в Вашей жизни? Про то, что хочу общаться с людьми, но боюсь и не умею? нуждаюсь в близких людях, но не знаю, как строить близкие отношения? Не могу позволить себе заниматься теми делами, которые мне интересны? боюсь жизни и людей?).
Путаница слов, смешение языков отражают высокое внутреннее напряжение (психологическое и отчасти физиологическое). Здесь помогут прогулки, занятия спортом, плавание, режим дня (например, работать по ночам вредно и нужно соблюдать естественные биоритмы). Найдите время для своих хобби и увлечений (честно ответьте себе на вопрос, что Вам мешает это сделать, начните, потом положительные эмоции, полученные от любимых дел, дадут силы продолжать). Начните общаться с людьми со схожими увлечениями и хобби. Поверьте, каждый человек одинок, кто-то больше, кто-то меньше. Все мы нуждаемся в друзьях, которые смогут нас понять и поддержать. Чтобы перебороть страх общения, думайте не о себе, а о другом человеке, о том, как помочь и поддержать его, как дать ему возможность почувствовать заботу друга.
Если Вы заметили, что копируете мамину модель поведения - начните сознательно ее менять. Это как вирус в компьютере. Хорошо, что Вы его продиагностировали. Но глупо будет оставлять компьютер с вирусом. Как быть? Сначала начните останавливать себя, сразу после подобных проявлений. Наорали, взорвались - проанализируйте, в какой ситуации это случилось, что стало поводов, посмотрите на себя со стороны: как Вы выглядели, когда орали. Потом начните останавливать себя в середине процесса орания. Начали, вспомнили, что хотите от этого избавиться, вспоминайте, как выглядит Ваша мать, когда орет - и останавливайтесь. Наконец, научитесь останавливаться до взрыва, как только внутри что-то начинает закипать. В этот момент важно понять, что Вас не устраивает и научиться новым конструктивным способам решения ситуаций.
Вашему мозгу, психике нужен отдых (чередование активных, эмоциональных периодов и периодов пассивных, спокойных). Обеспечьте это себе, а для этого разберитесь с причинами нервного напряжения и научите себя новым конструктивным способам реагирования.