Почему у меня такой сильный страх начальства?

Вопрос психологу:
На первой работе с руководителем и коллегами был хорошие отношения и напряжения я не испытывала. Очень уважала своего начальника. Он имел ученую степень, вел себя со всеми учтиво и благоразумно. Работать было комфортно.
На вторую работу меня порекомендовали. Я шла туда под страхом «не оправдать ожидания», раз уж меня так хорошо представили. Тем более мне тогда было всего 21, опыта мало, а дело совершенно новое. Это была небольшая контора, неплохой коллектив, но абсолютно неадекватный директор. У него был еще какой-то бизнес, и к нам он наведывался наскоками 1-2 раза в неделю, как ураган. Каждый раз по приезду устраивал кому-то разнос. Орал, истерил. Все с напряжением ждали его визита, предугадывая кому попадет в этот раз. И в очередной раз досталось и мне.
Я занималась договорами. Один клиент долго не оплачивал предоставленную услугу. И вот приезжает директор, спрашивает что там с оплатой. Я докладываю, что мол, никак не удается добиться. Тут он словно сошел с ума. Стал орать на меня, оскорблять при коллегах в духе «Ты бы еще ласковей с ними по телефону говорила, с твоим голосом в сексе по телефону работать». Опозорил меня по полной. Я была тихая и неконфликтная. А на меня вызверились, будто от одной меня и зависело решение вопроса и речь шла о миллионах (по факту цена вопроса была в паре десятков тысяч, и в мои обязанности не входило «выбивать долги», а звонившие кроме меня коллеги так же добиться ничего не могли). Я испытала сильный стресс от этого позора, несколько дней ничего не ела, лежала сама не своя, даже пропали месячные. Сейчас вспоминать смешно, а тогда мне ситуация казалась ужасной. Если бы директор высказал что-то один-на-один, это было бы полбеды. А тут, конфликт на виду у всех, и еще с пошлыми оскорблениями в мой адрес. Позже, директор «молчаливо» извинился, положив розочку мне на рабочий стол.
Не смотря на его неадекватную реакцию, по сути он был прав – я была слишком застенчивой, это мешало работе. После случившегося я будто «опомнилась», стала более настойчивой, более активной, решительной, но и… более услужливой. Все сделаю, любое поручение, все подготовлю идеально, дайте только команду. Работала на износ. Руководство боготворило меня за энтузиазм, но причины его были не в искреннем желании хорошо работать, а лишь бы мной были довольны и не повторился бы вышеописанный конфликт. Директор больше никогда со мной не конфликтовал, наоборот, относился очень уважительно, буквально носил на руках, даже как-то заискивал. Я вела с ним себя эмоционально холодно, но внутри замирала, когда он приезжал и я слышала очередной его ор на кого-то. Замирала от его быстрых шагов (он бегал из кабинета в кабинет к каждому, и орал) и я сидела сжавшись, ожидая что следующей «жертвой» буду я, однако после напряженного ожидания ора, в мой кабинет он заглядывал с улыбкой и спокойно справлялся о рабочем дне. Но внутри меня было дикое напряжение, будто он на меня все же наорал. Я очень боялась повторения истории, боялась его гнева и неадекватности. Увольняться не хотела, так как работа очень нравилась и года 2 продолжала работать в таком напряжении.
После этого работодателя у меня было еще несколько работ, но страх конфликта/недовольства начальства оставался «висеть» надо мной. Страх чего-то недоделать, не понять, не решить – и соответственно, получить от руководства выволочку. Можно даже сказать, я боялась не сколько совершить оплошность, сколько возможной выволочки от руководства. Я стала работать очень много, брать на себя лишние обязанности, работала на износ. И доработалась до неизлечимой неврологической болезни. Причины не ясны, но все же длительный стресс и напряжение сыграли немалую роль в развитии болезни. Мне даже дали инвалидность. Долго работать не могла, а позже когда здоровье наладилось, не могла заставить себя снова выйти на работу. Страх возможных недопониманий с руководством меня сковывал.
Сейчас спустя года я работаю удаленно. Мой начальник отдела просто замечательный, и как человек, и как руководитель. С ним морально комфортно. Руководитель департамента же, наоборот – очень честолюбивый, амбициозный, требовательный. Так же любит устраивать нам выволочки. Недавно у нашей сотрудницы был с ним конфликт, руководитель был неправ, но пользуясь своим авторитетом, «задавил» сотрудницу и та уволилась. Всем остальным так же пригрозил увольнением. У меня от этого стресса обострилась основная болезнь, я на короткое время потеряла нормальную возможность говорить. Это вполне естественно для моей болезни – стрессы провоцируют мышечную слабость и может случится так, что мне станет тяжело говорить, двигаться и проч. Я очень испугалась того, что могут уволить «ни за что», ведь инвалиду не просто найти работу – и переволновалась, что и вылилось в обострение.
Очухавшись после случившегося, задалась вопросом – ну почему у меня такой сильный страх начальства? Почему живу в вечном напряжении перед ними и в ожидании конфликта? Неужели все тянется от того неадекватного директора? У меня в жизни разные неприятные ситуации происходили (болезни родственников, смерть близких людей) – и я на это так сильно не реагировала, как на руководителей. Когда сильно заболела мама, я буквально взяла себя в руки, не раскисала ни на секунду, и справилась с этой проблемой без ущерба своим нервам. Но стоило услышать как ссорятся коллега и руководитель департамента – я сильно пострессила и обострилась моя болезнь..
Помогите, пожалуйста! Как снизить эту тревожность, как снизить для себя значимость и авторитет работодателя. Ну не боги же они в конце концов, а ощущение перед ними – словно я глупый провинившийся ребенок.
Автор вопроса: Лена Возраст: 31

На вопрос отвечает психолог Думлер Ольга Владимировна.
Лена, добрый день!
Понимаю вашу тревогу, работа является большой и важной частью нашей жизни. Здорово, что нашли в себе силы просить поддержки и разбираться со своим состоянием.
Для того, чтобы узнать причину вашего страха перед «большой фигурой», начальником, стоит поработать с психологом в терапии, где вы сможете увидеть, какие свои жизненные истории переносите в работу и сможете расцепить переживания и фигуру руководителей.
Это позволит вам работать, зарабатывать и быть физически и эмоционально в ресурсе.
Давайте исследовать вашу тревогу по ходу письма.
Судя по написанному, ситуация, запустившая ваш страх и тревогу, - поведение руководителя на втором месте работы.
Неслучайно, звучит ваше сравнение себя с провинившимся ребёнком. Как-будто, раз вас порекомендовали, вам необходимо вести себя как-то особенно, правильно, быть хорошей девочкой. А это уже большой уровень внутреннего напряжения.
Кроме того, в чем отличие провинившегося ребёнка от взрослого, допустившего ошибку на работе? У ребёнка нет возможности ответить родителю, дать отпор, а у взрослого есть.
✔️Что мешает сделать взрослый выбор и защитить себя?
Сейчас, анализируя ситуацию, важно замечать весь контекст - у вас не было другого варианта, вы бы попали под несдержанность руководителя в любом случае, потому что это было принято в компании и до вас (попадало всем, сотрудники ждали в напряжении кто будет следующим).
Значит ли это, что абсолютно все сотрудники непрофессиональны и Руководитель поэтому на всех кричит? Нет.
Значит ли, что вы настолько плохи, что только наорать на вас? Нет
Вы пришли уже в такую среду. Там так принято. Да, это непрофессионально и неэтично. Но там Руководитель иначе не умеет.
Как себя вести в такой среде, остаться там или нет - уже решение каждого сотрудника.
Вы остались, не смотря на страх и обиду.
И важно поисследовать с психологом, почему вы выбираете находиться в постоянном напряжении, которое создано либо другим человеком, либо вами самостоятельно (тревожность, переживания и здоровье и т д)
✔️Где ещё в вашей жизни вы переживали такое состояние?
✔️Насколько для вас оно привычно?
✔️Когда ещё вы уже переживали такое состояние «вечно провинившегося ребёнка»?
✔️Отстаивали ли вы когда-нибудь себя?
И как бы неприятна не была ситуация, важно замечать, сколько в произошедшем вашей ответственности, а сколько - руководителя.
И сместить фокус на то,
✔️а что хорошего в произошедшей ситуации?
Что-то вы отметили сами: стали активнее, решительнее, что, безусловно полезно в работе.
✔️Что ещё можно забрать в пользу от этого конфликта?
Например, то что изначальное убеждение - «оправдать ожидания, получить похвалу, быть высоко оценённым можно только если я правильно себя веду» - оказалось не жизнеспособным.
И стоит поразмышлять над заменой установки на ресурсные, включая формулировки, например, я могу выбирать/ я могу себя отстоять, когда чувствую нарушение своих границ/ я отвечаю за выполнение рабочих задач, а не за настроение руководителя и т д.
Кроме того, эта ситуация показала, насколько завалены личные границы, и что стоит учиться мягко, но настойчиво отстаивать себя.
✔️Выбранная в Итоге вами стратегия «услужливости» - сделать все, чтобы избежать наказание, к сожалению, ведёт в выгорание и психосоматика, которую вы сейчас ощущаете на себе. У вас есть своё мнение, но вы наступаете себе на горло, чтобы задавить своё мнение и услужить.
Только в терапии с психологом вы сможете расцепить эту связку - я беспомощная перед большим, я веду себя как прилежный ребёнок, чтобы не получить наказания от строгого родителя.
Как поддержать себя сейчас:
✔️Увидеть руководителя «живым» человеком - он перестанет быть небожителем, когда вы обратите внимание, что он как и любой человек ошибается, проливает чай на галстук и т д.
✔️Увидеть себя взрослой: сейчас 2021 год, мне 31 год, у меня 10 лет опыта, я знаю свою работу и т д.
✔️Растить свои опоры: не избегать ошибок, а растить свой профессионализм, хорошо знать свой участок. Вы справляетесь со своей работой достаточно хорошо? Если да, этого достаточно.
✔️Разделите свои роли: на работе я профессионал, я пришла сюда не выслуживаться, а выполнять свои функции и получать деньги.
Руководитель оценивает результаты вашей работы, ваши компетенции, а не вас, как личность, человека.
Даже если вы неверно сделали отчёт это не равно я плохой сотрудник. Профессиональная роль - одна из ваших ролей, а не вся вы.
Если он переходит на личности ваше право остановить это, у нас не крепостное право.
Руководитель может повлиять на ваше увольнение, но не управляет всей вашей жизнью.
Работа, важная, но часть жизни.
✔️Разделите опыт: ситуация была на одной работе, а вы ее носите с собой из компании в компанию.
Найдите фото в интернете того руководителя, который тогда наорал на вас, если фото нет - назначьте какой-то предмет, игрушку этим начальником. Поставьте фото/предмет перед собой и выговоритесь ему «в лицо», все что чувствуете сейчас, переживали тогда, в любых словах, выражениях и т д
✔️Доведите свой страх до крайности: Что страшного произойдёт от того, что Руководитель на вас накричит? Например, меня уволят.
И что дальше?
Например, я буду жить в коробке из-под холодильника и т д.
Доведите до крайности свой страх.
А теперь вернитесь в реальность и вспомните - после той ситуации вы работали дальше в компании, вы успешно потом сменили работу. Т е вы умеете «выживать», у вас есть опыт.
Кроме того, сейчас то время, когда масса вариантов дистанционной работы, в том числе для людей с ограниченными возможностями.
Поэтому важно осознанно ловить себя, когда начинаете проваливаться в подобные тревожные мысли.
✔️Поддерживайте себя на уровне тела: как только чувствуете, что тревога затапливает - глубокое дыхание (вдох через нос, выдох через рот), стопами почувствовать опору под ногами, положить ладони на твёрдую поверхность, закрыть глаза и дышать, чувствовать свой центр, свою опору на пол.
✔️Не гоните страх, наоборот, называйте эмоции вслух или про себя: я боюсь, что... меня пугает ...., проживайте те эмоции, которые приходят.
Почувствуйте своё тело, где «живет» этот страх? Дышите, Направляя мысленно дыхание через это место.
✔️Пробуйте техники для работы со страхом, наполнения ресурсами.
Эффективно делать это совместно с психологом, но можете в открытом доступе пробовать медитативные и другие техники.
С уважением к вашему желанию расти