Трудно работать одному. Постоянно нужна чья-то поддержка, одобрение или участие.

Вопрос психологу:
Добрый день! Пытался найти какую-то информацию по вопросу, но даже не могу правильно сформулировать. Ситуация заключается в том, что мне сложно что-то делать, если я это делаю один/ не для кого-то/ ни перед кем не отчитываюсь. Из-за этого бросил очень много начинаний. Постоянно нужна чья-то поддержка, одобрение или участие иначе просто постепенно теряю интерес или двигаюсь в этом направлении очень медленно. Связываю, возможно, это с тем, что раньше я был отличником и в школе и в университете, и там постоянно получал "одобрение" в виде оценок. В принципе вся жизнь и была завязана на получении образования. Вообще почему решил написать: сейчас (уже 2 года) целью стоит выход на фриланс (в данный момент тоже получается немного подрабатывать, но это редкое явление) с целью доп заработка плюс это то дело, которым мне нравится заниматься и которое у меня хорошо получается (по мнению независимых коллег). Я понимаю, что и как мне нужно делать чтобы достичь цели, но я просто ничего не делаю, а если и делаю то очень медленно и через силу. Проводил даже небольшой эксперимент: созванивались с другом, немножко поболтали и дальше каждый занимался своим делом без переговоров, слышно было только шум из комнаты. И в таких условиях я был продуктивен, сделал несколько мелких дел которые давно не мог сделать. Хотелось бы узнать вообще примерно что это такое, с чем связано, как понять и принять что нужно начать что-то делать для себя, что можно на эту тему почитать. Спасибо за уделенное время!
Автор вопроса: Артем Возраст: 25

На вопрос отвечает психолог Гатиева Людмила Федоровна.
Здравствуйте, Артем!
Замечательно, что Вы нашли дело, которое любите, что видите цель и идете к ней. И очень хорошо, что видите подводные камни, которые мешают достижению этой цели.
Теперь давайте разбираться.
То, что Вы связываете свою потребность в одобрении с отличной учебой и «одобрением» в виде оценок – это верхушка айсберга. Корень лежит гораздо глубже.
Предполагаю, что, если Вы были отличником и в школе, и даже в университете, то находились под постоянным жестким контролем родителей. И, помимо оценок, которые Вам ставили преподаватели, Вы получали еще «психологические» оценки со стороны родителей. Или не получали, в зависимости от Ваших достижений, но очень стремились их получить.
Артем, Вам нравилось учиться в школе? В университете? Вы учились для себя или чтобы одобрили родители? Как вели себя с Вами родители, когда у Вас не получалось? В каком возрасте Вы стали учиться сознательно, а не потому, что надо? Какие взаимоотношения у Вас были с родителями в детстве? А сейчас?
Получается, что начиная с детства, для Вас было очень важно мнение значимых взрослых: родителей, педагогов. Это в принципе нормально и естественно для ребенка. Но у Вас эта модель закрепилась в сознании. Если что-то сделал, то кто-то обязательно должен похвалить. К сожалению, не хватает информации об этом периоде жизни, чтобы говорить о конкретных причинах закрепления именно этой модели поведения. То ли Вас хвалили буквально за все, то ли Вы пытались своими оценками заслужить родительскую любовь. Еще вариант, Ваши родители слишком активно участвовали в Вашем учебном процессе в школе. Возможно наличие каких-то внутренних страхов ( ответственности, неизвестности и т. д.) Таких причин может быть несколько.
Взрослый человек должен научиться опираться на себя, потому что несет ответственность за свою жизнь. А Вы по привычке ищете точку опоры вовне. Это очень опасно, потому что в жизни каждого человека бывают моменты, когда он может рассчитывать только на себя.
На сегодняшний день, будучи взрослым человеком, Вы в отношениях остаетесь на позиции «ребенка», а не взрослого. Допускаю, что у Вас не закончена психо-эмоциональная сепарация (отделение) от родителей. Это оказывает влияние и на другие сферы Вашей жизни, в том числе и на рабочие отношения.
Мнение других конечно важно, но на первом месте должно стоять Ваше собственное мнение.
Для изменения привычки, Вы, наверное знаете, нужно не менее 21 дня. Составьте себе план движения к своей цели на месяц. Ставьте реалистичные, достижимые задачи. Главная задача плана – не в супердостижениях, а в ЕЖЕДНЕВНОЙ работе над целью. Условия работы ограничьте – работать в одиночку не менее 1 (2) часа в день ( больше можно, меньше нет). Можно постепенно увеличивать интервал.
Когда занимаешься любимым делом, время летит незаметно. На рутинных делах тренируйте терпение и волю, и чередуйте с интересными. И хвалите себя сами за каждое свое достижение. Вспомните: «Сам себя не похвалишь…»
Я предложила бы Вам немного расширить вопрос. Вы пишите, что не можете работать, что-либо делать без одобрения, контроля других людей. А как Вы переживаете одиночество? Как Вам наедине с самим собой? Спокойно или тревожно? Почему? Какие чувства Вы испытываете, оставаясь один? Я не предлагаю становиться Вам отшельником. Человек по своей природе социален. Но каждый человек должен быть самодостаточен и регулярно проводить время наедине с самим собой. Это один из наших внутренних ресурсов.
Конечно, когда речь касается глубинных изменений в нашем сознании, эффективнее это прорабатывать со специалистом, с психологом, а не самостоятельно.
Если Вы знаете, как достичь своей цели, то я бы не торопилась оплачивать коучинг. Именно потому, что коучинг не соответствует Вашему запросу « что это такое, с чем связано».
Чтение в любом случае нас обогащает, дает пищу к размышлению. Попробуйте почитать следующие книги:
Стефани Шталь «Ребенок в тебе должен обрести дом»
Линдси К. Гибсон « Свобода быть собой»
Чарльз Дахигг « Власть привычки. Почему мы живем именно так, а не иначе».
В любом случае решение принимать Вам.
Надеюсь, что мой ответ будет Вам полезен. Если возникнут вопросы, обращайтесь. Желаю Вам успехов!
P.S. Буду признательна за отзыв о консультации.
С уважением,
Гатиева Людмила Федоровна