За последний год я сменила 4 места работы. Сомнения, боязнь ошибиться, избегание.

Вопрос психологу:
Здравствуйте!
Мне почти 30 лет, но я совершенно не понимаю чего хочу и что делать дальше.
Напоминаю себе героиню фильма «Сбежавшая невеста», только там Джулия Робертс сбегала со свадьбы, а я убегаю в совершенно разных жизненных ситуациях.
Будь то собеседование или первый рабочий день на новом месте, свидание/встреча.
Например, я приезжаю вовремя на собеседование, подхожу к двери и не могу войти. В голове тысяча мыслей о том мое это или не мое, взвешиваю «за» и «против», начинаю паниковать не находя ответа и в конечном итоге убегаю. Исключения бывают только если мне звонят в этот момент и я сниму трубку. И с онлайн собеседованиями, хотя те же сомнения, просто проще нажать кнопку «Подключиться».
Даже в случае, если меня берут на работу, пройдя сто кругов ада из-за нескольких собеседований, тестовых заданий и кучи личностных тестов, я все ровно могу не прийти в первый день. Приехав, постояв у двери, убежать.
И так повторяется из раза в раз, какой-то устоявшийся паттерн поведения, который я не знаю как изменить.
Конечно, так происходит не всегда, за последний год я сменила 4 места работы. Сейчас нужно найти пятое, но проблемы все те же.
Это не нормально. Я понимаю как плохо поступаю, от чего в последствии чувствую себе просто отвратительно подводя людей.
Но если хоть что-то начинает идти не так, у меня сразу же возникают сомнения и в голове появляется мысль, что может быть мне не стоит этого делать, может быть это не мое и не надо даже начинать. Какая-то постоянная неуверенность и страх.
Возможно это потому что я достаточно гибкий человек, всегда сначала узнаю, что нужно другим и думаю над тем, чем могу быть полезной. На все вопросы о своих ожиданиях и планах, у меня никогда нет ответа, потому что нет этих самых ожиданий и планов.
Подскажите, пожалуйста, что с этим делать и как измениться.
Автор вопроса: Вита Возраст: 29

На вопрос отвечает психолог Ефанова Екатерина Владимировна.
Здравствуйте Вита!
Спасибо за подробное описание Вашей ситуации. Из всего Вами сказанного, можно выделить много важных моментов, которые влияют на Вас и Вашу жизнь в целом. Безусловно, я не могу озвучить все, что я увидела из Вашего обращения, но на некоторых моментах, я все же остановлюсь.
ПЕРВОЕ, что хочу отметить и прояснить , это Ваше высказывание: «Мне почти 30 лет, но я совершенно не понимаю чего хочу и что делать дальше».
Подходя к рубежу 30 лет, многие люди переживают кризисное состояние. Оно выражается в изменении представлений о своей жизни, иногда в полной утрате интереса к тому, что раньше было в ней главным, в некоторых случаях даже в разрушении прежнего образа жизни. Часто кризис 30 лет называют кризисом смысла жизни. Именно с этим периодом обычно связаны поиски смысла существования. Эти поиски, как и весь кризис в целом, знаменуют переход от молодости к зрелости.
Происходит переоценка ценностей, влекущая за собой самоанализ и критический пересмотр собственной личности."
Иными словами то, что происходит с Вами, может быть первыми «звоночками» наступления этого кризиса и это НОРМАЛЬНО. Облегчить данное состояние можно при помощи глубинного исследование себя, по пути в том числе, избавления от проблем через понимание их причин или обратиться за помощью к психологу/психотерапевту, который поможет пройти Вам этот путь.
ВТОРОЕ, это Ваше состояние «Сбежавшей невесты». Здесь может быть много причин, которые влияют на Ваше состояние и Ваши действия.
Это может быть:
1). «Автоматические мысли».
Есть теория, согласно которой наши негативные эмоции (тревога, страх, подавленность, безнадежность) обусловлены не столько самим событием, их вызвавшим (перспектива предстоящего собеседования в данном контексте), сколько нашими негативными автоматическими мыслями об этом событии.
«Автоматические мысли». Это мысли, которые возникают в нашей голове непроизвольно, автоматически, мешая целенаправленному мыслительному процессу, часто ухудшая наше настроение и приводя к избегающему поведению . Избегающее поведение, частично отгоняет от нас негативные эмоции – но оно не позволяет нам добиться желаемого, удовлетворить наши потребности. К тому же, оно подрывает нашу веру в себя и становится причиной самоуничижительных мыслей из разряда: «Я ни на что не способна».
Негативные мысли возникают в нашей голове тогда, когда мы уже готовы к новой работе и нас пригласили на собеседование, именно в этот момент , нам становится так страшно, что хочется или убежать или принять решение вовсе не ехать на встречу.
И вот здесь важно понять, откуда у Вас возникают эти мысли, Вы пишите: « В голове тысяча мыслей о том мое это или не мое, взвешиваю «за» и «против» начинаю паниковать не находя ответа и в конечном итоге убегаю».
Т.е. получается такая схема ( идет поиск работы + принимаете решение пройти собеседование + приезжаете + ЧТО-ТО запускает мысли, что может это не мое и не надо даже начинать + возрастает страх и неуверенность + отказ от встречи(избегающее поведение).
Вот здесь важно понять, ЧТО запускает негативные мысли!!!
С этим можно попробовать поработать с помощью изменения данных мыслей, например: Негативные мысли по поводу собеседования: «Меня все равно не возьмут. Я только опозорюсь». ЗАМЕНЯЕМ ЭТИ МЫСЛИ НА:
• Даже если меня не возьмут, не произойдет ничего катастрофического. Зато я попробую и буду довольна собой за то, что сделала это. На самом деле, у меня достаточно знаний и опыта, чтобы предложить свою кандидатуру на эту вакансию.
• Они пригласили меня, чтобы посмотреть на меня – но и я пришла не только для того, чтобы показать себя, но и чтобы посмотреть на них! Вполне вероятно, что это они мне не понравятся!
• Я ничем не обязана этому работодателю! Собеседование (также как и испытательный срок) как раз и назначается для того, чтобы понять, подходим ли мы – я и работодатель – друг другу!
Можно применить еще одну технику: Квадрат Декарта – прекрасный помощник в принятии решений. Для этого лист бумаги нужно разделить на четыре части. В левом верхнем углу написать: «Что будет, если я это сделаю?» (имеется ввиду – пойти на собеседование, встречу, свидание); в правом верхнем углу – «Что будет, если я этого не сделаю»; в левом нижнем – «Чего не будет, если я это сделаю?» и в правом нижнем соответственно – «Чего не будет, если я этого не сделаю?» И прописываем подробно аргументы для каждого столбца, после чего перечитываем и принимаем решение уже более взвешенно и рационально.
2). Причиной состояния «Сбежавшей невесты» также может быть и пережитый негативный опыт (возможно , когда-то Вы столкнулись с ситуацией, в которой закрепилось данное избегающее поведение ).
3). Это может быть и высокий уровень тревожности. Есть люди очень тревожные, мнительные, подозрительные, подверженные большому количеству страхов. Конечно, они боятся переходить на новый жизненный этап.
4). Причиной может быть завышенная или заниженная самооценка. Проблемы с самооценкой зачастую тянут за собой целый шлейф сложностей в отношениях с людьми.
5). Возможно, это страх брать на себя больше ответственности. «Вдруг они меня возьмут, а мне самой там не понравится!»
Подводя итог, хочу отметить, что все выше сказанное, требует детального анализа и проработки. В одиночку это сделать непросто. Рекомендую совместную работу с психологом/психотерапевтом, который поможет разобраться Вам в сложившейся ситуации.
Ели у Вас остались вопросы или Вы хотели бы продолжить работу в рамках психотерапии, пишите мне на почту : [email protected]
Клинический психолог Ефанова Екатерина.