Проблемы с общением при работе с клиентами.

Вопрос психологу:
Я долгое время служил по контракту и с этой проблемой я не сталкивался, а теперь я работаю в той организации, где нужно общаться с людьми, объяснять требования законов, возможные последствия тех или иных действий, да и просто общаться. Проблема в том, что как бы я и знаю о чем должен говорить, но непосредственно при разговоре, становится какой-то барьер, слова не идут, что надо в данное время в данном месте сказать не лезет в голову, ну короче простыми словами становлюсь на ручник. Не скажу что я особо стеснительный, чтоб в этом было дело. В письме или в сообщении я могу достаточно четко выразить свои мысли, а вот именно в момент общения как будто весь словарный запас блокируется, не знаю как избавиться от этого "недуга". Может посоветуете какие-то упражнения, занятия, приложения, программы, на которые не нужно много времени, так как свободного времени мало. Начал читать вслух, но уделять этому много времени не могу. Кстати и с запоминанием прочитанного проблемы, хотя в школьном возрасте мог пару раз прочитать и пересказать стих. А книги читать никогда не любил. Спасибо заранее.
Автор вопроса: Тимур Возраст: 39

На вопрос отвечает психолог Лаврова Юлия Андреевна.
Добрый день, Тимур!
В этом вопросе нужно рассматривать два момента. Первый – это ваши врожденные способности и особенности. Дело в том, что не всем людям свойственно много разговаривать. Есть личности, для которых больше подходят профессии, не связанные с частым межличностным общением. Очень многое зависит от темперамента, который влияет на скорость реакций человека, на мимику, жесты и т.д. Это врожденные особенности, которые, несомненно, при желании можно корректировать. Конкретные навыки у одного человека будет осваиваться легко, а другому нужно потрудиться. Поэтому перед тем, как работать над развитием коммуникативных способностей, я рекомендую Вам хотя бы немного изучить свои врожденные особенности. Определите свой темперамент, его особенности, было бы хорошо пройти опросники на профориентации. Самостоятельно это не всегда может получиться, но без этого сложно понять, в чем может скрываться причина блока, где ваши сильные и слабые стороны.
Второй аспект – это воздействие внешних факторов, среды, прошлого опыта. Служба по контракту имеет свои нюансы. Этот вид деятельности преобладал долгое время, и, несомненно, наложил свой отпечаток на Ваше поведение. Ведение переговоров, разъяснение законов, частое общение с людьми требует больших эмоциональных и энергетических затрат. Чтобы развить в себе искусство общения, то необходимо проделать достаточно трудоемкую работу. Например, если Вы захотите играть на музыкальном инструменте или освоить иностранный язык, то вряд ли это получится сделать быстро, не прикладывая усилий. В связи с вышеизложенным можно сделать вывод – если Вы действительно хотите преуспеть на работе, то нужно сконцентрироваться на достижении цели по улучшению коммуникативных навыков и выделить для этого время. Что касается психологических упражнений, то действенным является проговаривание речи перед зеркалом. Если Вы, глядя на себя, будете довольны своей речью, то и другой человек останется впечатлен Вашим ораторским искусством. Кроме того необходимо проверить Вашу самооценку. Часто психологические блоги в общении связаны с неуверенностью в собственных силах. Также нужно определить мотивационную составляющую Вашей работы. Ваша работа Вас вдохновляет, Вы понимаете смысл общения с людьми? Если нет, то нужно развить мотивацию к взаимодействию с окружающими. Тренируйтесь в разговоре со знакомыми, родственниками. Больше рассказывайте, аргументируйте свою речь, старайтесь соблюдать правильно паузы. Наблюдайте за реакцией людей и делайте выводы. Дальше исправляете ошибки, которые обнаружите, и продолжайте путь к цели.
Желаю вам успехов!
С уважением, Юлия Андреевна Лаврова