Как преодолеть синдром самозванца, перестать переживать, что я не достойна брать деньги за свою работу?

Вопрос психологу:
Уволилась с работы и ушла в другую сферу. Изучала все самостоятельно, не проходила курсы, не платила менторам и т.д. Раскачиваться особо некогда, нужно зарабатывать, но когда я прохожу собеседования, такое чувство, что я обманываю людей, рассказывая про свой опыт, что я умею и то и это. Кстати, профессия творческая и есть портфолио, которое я тоже показываю. Но когда меня нанимают, становится очень страшно, что я не справлюсь, что я ничего не умею и не знаю, что я наделаю ошибок и проблем заказчику, что он зря мне платит и он ещё не знает, что связался с некомпетентным сотрудником, который ему ничего не сделает. Есть опыт неудачной работы, когда я пыталась сделать проект и со мной отказывались работать, так как я не соответствую видению заказчика и моя работа им не подходит. Со мной просто прощались и всё. Были проекты, за которые я бралась и уже потом, в процессе понимала, где я ошиблась, но проблема уже создана. Удачных проектов мало, в процессе работы были проблемы и нелицеприятные отзывы тех, кто работал с моими макетами дальше. Правда, результаты есть и их можно показать, но они тоже не всем нравятся, так как в этой профессии большой вопрос вкусовщины. В общем запрос такой: опыт не приходит из ниоткуда, его надо нарабатывать и кто-то будет жертвой этих ошибок. Профессия мне очень нравится и я хочу стать профессионалом в ней. Как преодолеть этот сложный путь наработки опыта без страха и паники, что я ничего не умею, мне скажут, что я никудышная самозванка, заставят вернуть деньги, которые заплатили. Как перестать бояться брать деньги за свою работу и соглашаться на невыгодные для меня условия, где меня эксплуатируют (я же никчемная!!! лучше уж бесплатно наделать проблем, чем ещё деньги за это взять и краснеть!). Страх парализует и не даёт увидеть перспективы для расширения своих возможностей, не дает действовать спокойно в нужном направлении. Очень много сил уходит на поддержание ментального равновесия и это обесточивает, не даёт развиваться в профессии. Спасибо.
Автор вопроса: Олексия Возраст: 30

На вопрос отвечает психолог Петрова Лариса Борисовна.
Здравствуйте, Олексия!
Информации в письме очень мало, непонятно в какую сферу Вы ушли, что за услуги оказываете и т. д. Чтобы правильно решить уравнение - нужны все вводные данные. Поэтому я дам Вам только общие советы , в какую сторону думать. Обращайтесь на консультацию и мы разберëм более подробно Вашу ситуацию.
1. Ищите свои точки опоры!
Есть немало профессий, где существует разрядность, например: слесарь, повар, электрик ( там допуски). И чем выше разряд - тем компетентнее специалист и тем выше, соответственно, его спрос на рынке труда.
Например, повару в школьной столовой быть может достаточно хорошо уметь варить супы и каши, а вот повар в элитном ресторане должен уметь гораздо больше- много учиться и повышать свой уровень постоянно. Вы пишите, что профессия у Вас творческая, думаю, что в ней нет официальных разрядов, НО Вам нужно - ДЛЯ себя, своей уверенности также постоянно повышать свою "разрядность".
Включайте критическое мышление и последовательно, настойчиво двигайтесь по заданному маршруту. Для начала опирайтесь на то, что у Вас уже есть в портфолио и на отзывы довольных заказчиков. Собирайте эти отзывы, просите делать – это то уже ваш опыт и нужно его ценить в себе! Напишите подробно и по пунктам.: '' Что у меня УЖЕ хорошо получается делать в рамках моей профессии? В чëм я большая умница? "
Какой у Вас " разряд" уже имеется? Вы что-то умеете делать отлично и имеете полное право брать деньги! Похвалите себя как следует, подбодрите и двигайтесь дальше. «В этой профессии большой вопрос вкусовщины» – значит, надо сначала предлагать ТО, что у Вас есть и нужно ТЕМ людям, с которыми совпадают вкусы. О вкусах же не спорят, что тут поделать.
2. Обучайтесь новому, повышайте разрядность!
"Изучала все самостоятельно, не проходила курсы" - вот здесь мне совсем НЕпонятно. Есть ли у Вас какие- то дипломы, свидетельства, удостоверения, сертификаты?
Я не уверена, что можно полностью самостоятельно изучить какую- то профессию- только по книгам и видео. Так- не бывает. Я сама имею опыт кардинальной смены карьеры и постоянно прохожу курсы, добавляю в своë портфолио новые сертификаты и дипломы. Во- первых, это, однозначно, повышает самооценку и уверенность в себе, так как появляются новые знания от опытных наставников, а во- вторых автоматически увеличивает в разы мою " разрядность". Ответьте себе - " каких ещë умений мне НЕ хватает? В чëм я чувствую слабые места, пробелы". Идите и обучайтесь. Надо регулярно вкладывать в своë профессиональное развитие, если хотите быть конкурентноспособны.
3. Ошибки бывают у всех!
"Я- никчемная"- выкидывайте утверждение на помойку . Вместо него ответьте себе письменно на следующий вопрос: " Какие ошибки мне следует проработать? Что у меня получилось плохо и я хочу это исправить и усовершенствовать?" Как Вы пишите " Есть опыт неудачной работы, когда я пыталась сделать проект и со мной отказывались работать, так как я не соответствую видению заказчика и моя работа им не подходит"- проанализируйте досконально всё случаи- ПОЧЕМУ так вышло? Ошибки бывают у министров, артистов, косметологов и даже хирургов. Может быть, например, у Вас всë в порядке с компетенцией, но Вы были слишком - категоричны, настойчивы, неуважительны или не смогли донести правильно своë видение до заказчика и т. д.
Почему они отказались? Что им не понравилось? Надо укрепить ЭТИ позиции!
Может быть изучить искусство переговоров с людьми, техники убеждения или более наглядно, красочнее преподносить материал. Снова надо учиться!
На будущее говорите себе: "Если даже я снова допущу ошибку, то небо не рухнет– проанализирую , исправлю, учту. Зато получу новый опыт и это здорово! "
4. Идти навстречу своему страху!
Сместите фокус внимания с переживаний и своей " персоны" на ДЕЙСТВИЯ. Цель достигается действиями и никак иначе.
Боитесь? Бойтесь и делайте! Есть отличная поговорка : " Глаза боятся, а руки делают". Совершайте каждый день маленькие шаги. Задавайте полезные вопросы : " Что мне надо ещë сделать? Что преодолеть? Чему научиться? Кто( что) мне может помочь? "
5. Опыляйтесь опытом других!
Участвуйте в форумах, группах, тренингах, вебинарах ( даже бесплатных) - в сфере своей деятельности. Это называется- " опыление опытом". А ещë это добавляет: общение с близкими по духу, повышение самооценки и расширение границ мышления.
Путь в новой профессии, сфере всегда непрост и тернист. Это только в рекламных роликах всë быстро и сказочно, без сучка и задоринки.
А в жизни - нужна последовательная настойчивость и трудолюбие в течении многих лет.
Самое главное, как я поняла, что Вам нравится новая сфера. Это отлично! Трудитесь с удовольствием на пользу людям и на благо себе и удача непременно Вам подмигнëт , так как Судьба всегда благосклонна к трудолюбивым людям. Как мы знаем, «терпение и труд- всё перетрут!»
Удачи Вам!
Дополнительную консультацию вы можете получить по почте [email protected] или ватсап +79502475881.
С уважением, Лариса Петрова