Я решила уйти, муж передумал расходиться. Стоит ли разводиться?

Вопрос психологу:
Здравствуйте. С мужем женаты 12 лет. Первый ребенок родился больным, 4 года я просидела дома с ней, много операций, умерла в 4 года. После ее смерти я отработала учителем 2 года, родила вторую дочку, тоже проблемы со здоровьем, пересадка печени, я донор. Сейчас дочке 5 лет. Я сижу с ней дома, так как не могу выйти на работу, ей нельзя в садик.
Муж человек настроения. Я сама спокойная, всегда в настроении, не знаю, что такое пилить мужа, может, это и плохо, что совсем не требовательная. Он часто недоволен мной, ему не нравится что-то, я его не понимаю, не поддерживаю. Часто за эти годы он мне говорил, что надо развестись, может ни за что покрыть отборным матом, часто в меня летают вещи, пару раз даже стулья. Но когда у него нормальный период, мы живем хорошо, не ругаемся, я забываю все это, начинаю любить. Но как только начинается тяжёлый период, я его начинаю ненавидеть. Пытаюсь ему объяснить о том, что надо беречь, любить, жалеть друг друга, что надо уметь хотя бы извиняться. Он никогда не извиняется, говорит, что сама виновата, что мне надо измениться, и все будет хорошо. Он очень любит дочку, с ней он совсем другой. Зарабатывает деньги, купил хорошую загородную недвижимость. Не пьет, физически не бьет, не изменяет, говорит, что все делает ради меня и ради дочки. Но хорошее никогда не говорит, только если плохое. Я и хозяйка плохая, и не внимательная, мягкая. Только как к матери не может придраться, с дочкой мы постоянно занимаемся, в 5 лет она практически читает и отлично считает в пределах 10, хотя и в садик не ходит. Весь дом на мне, ребенок полностью на мне, веду его группы в соцсетях по бизнесу. Денег он мне не даёт, ипотека на дачу и на машину, но у меня относительно приличная пенсия по уходу. На эту пенсию я и одеваюсь, и плачу за квартиру (квартиру, в которой живём, подарили мне родители после свадьбы), покупаю продукты. Год назад он два месяца угрожал уйти, если я не соглашусь родить еще одного ребенка. Но я больше не хочу детей, я боюсь. От переживаний я покрылась крапивницей и чесалась до крови.
В последние два месяца мы просто не разговаривали, он меня наверное так наказывал, "учил". А я настраивалась, чтобы уйти. Два месяца я каждый день только об этом и думала. Я думала, он будет за. Сказала ему. Он категорически против. Практически умоляет. Говорит, что изменится, что не позволит себе таких матов и унизительных слов, что он просто не понимал, что мне так больно. Но я до такой степени настроилась, что не могу повернуть назад. Но иногда находит слабость, неуверенность, думаю, что я творю, он не бьёт, не пьет, любит дочь, не изменяет, деньги в дом несет. И лишить ребенка, и так больного, отца, это так страшно. Со стороны он идеальный муж и себя таким считал. А я уже начинаю думать, что дело во мне. И на работу я не смогу выйти, только если подрабатывать. Я не знаю, что мне делать. Пожалуйста, помогите, посоветуйте. Мама говорит, это твоя карма, я не могу влазить. Никто не может оценить наши отношения со стороны. Интима у нас может не быть по месяцу и больше, хотя я сама внешне привлекательная, не глупая. Он да такой степени уверился, что я его, что перестал уважать, мне кажется. Но я не его, и во мне сильный стержень, именно я перенесла все операции и с первым, и со вторым ребенком, а он работал. Сердце больше всего болит за ребенка.
Автор вопроса: Александра Возраст: 35

На вопрос отвечает психолог Лелюк Алина Владимировна.
Здравствуйте, Александра!
Читала ваше письмо и искренне восхищалась вашей стойкостью и материнской силой. Вы действительно очень сильная женщина с таким стержнем, что не у каждого есть. И вы точно справитесь с любыми жизненными задачами, да еще и с улыбкой на губах.
При этом у меня сложилось впечатление, возможно, я ошибаюсь, что вы можете сделать что угодно и для кого угодно, а вот именно за себя постоять не можете. И, к сожалению, не имея возможности услышать ответы на мои возникшие вопросы для прояснения ситуации, я буду всего лишь предполагать. А вы, отвечая сами себе на мои вопросы, возможно, поймете, что вам нужно делать и примите правильное для вас решение.
Мое мнение, что советовать вам разводиться или нет, не может никто. И не потому что это ваша карма. То, что вы написали в письме – это ведь всего лишь крупица из того, что и как было между вами с мужем. Было ведь очень много всего, как хорошего так и плохого, верно? И только вы знаете, что и как будет лучше именно для вас.
Да, бывают такие жизненные ситуации, когда лучше уйти, чем остаться. И ломать всегда гораздо проще, чем строить. Но перед принятием решения вам нужно хорошо все взвесить и обдумать.
Представьте себе, что ваш муж навсегда исчез из вашей жизни. Вот совсем его не стало. Закройте глаза и прокрутите такое кино. Что вы при этом чувствуете? Как у вас на душе? Какие ощущения и мысли появляются? Если вам при просмотре такого кино стало легко и даже радостно – мысленно вы уже расстались с вашим мужем и вряд ли что-то поможет вам наладить отношения. Осталось лишь официально развестись.
Если же все же на душе стало тоскливо и грустно – возможно, еще не все ваши чувства к мужу умерли. И если вы все-таки решите дать шанс вашим отношениям, вам нужно менять тактику и стратегию поведения в семье.
Для начала подумайте о том, на каких условиях вы готовы остаться с вашим мужем. Я бы даже советовала вам сесть и написать это все по пунктам – в первую очередь для себя. Вам нужно четко решить, что не приемлемо для вас и что вам очень не нравится. Для этого разделите лист бумаги на две части. Слева напишите все, что вам не нравится в поведении и обращении мужа и что вам не хочется, чтобы было в ваших отношениях.
Справа напротив каждого «не хочу» напишите, что хотите. Например, «Не хочу, чтобы муж был грубым» - напротив напишите: «Хочу, чтобы муж был нежным, говорил комплименты». И когда будете обсуждать это все с мужем, озвучивайте только то, что хотите. Так ему будет понятнее, что вам конкретно нужно.
«Я сама спокойная, всегда в настроении, не знаю, что такое пилить мужа, может, это и плохо, что совсем не требовательная» - не требовательность одного человека иногда выглядит как безнаказанность для другого, а это порождает вседозволенность. В вашей ситуации вам нужно учиться выражать свои чувства и больше думать о себе. Не о спокойствии семьи. А о том, что вам тоже важно чувствовать себя комфортно в отношениях с мужем. Неужели вы не достойны быть счастливой? Неужели ваши личные потребности настолько не важны для вас? Кто убедил вас в том, что выражать свои чувства и эмоции – это плохо?
То, что вы спокойны – это очень хорошо. Но ваше постоянное сглаживание ситуации и делание вида, что все нормально – как видите, не всегда хорошо. Ваш муж, не чувствуя отпора, понимая, что может вести себя с вами, как ему хочется, просто перестал видеть вашу ценность и важность для себя. Ведь человек, который терпит, молчит и постоянно в хорошем настроении не смотря ни на что, вроде бы и сам дает разрешение на то, чтобы с ним именно так обращались. И такому человеку хочется сделать как можно больнее, чтобы вывести его на эмоции и довести до истерики. Вроде бы как хочется проверить – а как он будет себя вести, если сделать еще как-то больнее и круче. Чем собственно и занимался ваш муж.
Ведь в отношениях всегда вся ответственность делится поровну. Не бывает такого, чтобы один был во всем виноват, а второй был во всем прав. Если что-то в отношениях пошло не так – виноваты всегда оба. И это не муж плохой – это вы своим поведением спровоцировали его стать таким и именно так с вами обращаться. Скажу больше – если вы уйдете от этого мужа и найдете другого мужчину – вы можете снова спровоцировать к себе такое же неподобающее отношение.
И подумайте о том, зачем вам послан именно такой муж? Почему вы выбрали именно такого мужчину? И самый важный вопрос – чему ваш муж вас учит? Возможно, открыто проявлять свои эмоции и чувства? Или защищать свои границы и не позволять обращаться с собой так, как вам не нравится? Чему еще вы можете научиться у вашего мужа?
Поэтому я бы вам очень рекомендовала все же начать с себя и заняться собой. Если есть возможность – обратитесь к психологу, чтобы эффективнее проработать ваше отношение к себе и ваши нормы поведения в семье с мужем. Почему вы решили, что в семье все нужно сглаживать и на все «закрывать глаза»?
Возможно, именно из-за того, что вы в какой-то момент перестали слышать свои потребности и потеряли свою самоценность, ваш муж обращается с вами именно так. «Часто за эти годы он мне говорил, что надо развестись, может ни за что покрыть отборным матом, часто в меня летают вещи, пару раз даже стулья» - ваш муж позволяет себе так вести себя с вами только потому, что именно вы ему это разрешаете и именно вы так к себе относитесь. Понимаете это?
Подумайте, как по-другому можно реагировать на все выпады мужа? Какой должна быть женщина, чтобы с ней считались и прислушивались к ее мнению? Чтобы ее радовали и баловали? Что или кто может вам помочь стать именно такой?
Александра, мудрости вам в принятии решения!