Муж угрожает, что снова начнет пить. Как уйти от мужа?

Вопрос психологу:
Я замужем 16 лет. Муж кодированный алкоголик, сейчас период стойкой ремиссии 5 лет. Муж все время мне угрожает, что начнет пить. На фоне кодировки муж ведет себя достаточно агрессивно. Это выражается в нецензурной брани в мой адрес, а также в адрес людей, которые мне звонят по телефону, он может даже выражаться подобным образом в адрес ведущего телепередачи по телевизору. Я работаю учителем в школе, я достаточно успешна, пользуюсь уважением у коллег и учеников и мне всегда очень стыдно за своего спутника, поэтому я везде хожу одна. Последнее время муж увлекся строительством дачи, это дело занимает все его свободное время, вроде бы хорошо, но на стройку нужны деньги и немалые. Зарабатывать муж не стремится, денег на ведение хозяйства не дает, говорит, что все тратит на стройматериал. Это увлечение очень поддерживают родители мужа и всячески занимают для него денег у знакомых, но он не спешит их отдавать и требует с меня. В результате я все время выплачиваю его долги, хотя такая дача мне не нужна, выслушиваю бесконечные упреки по поводу своей работы, что много времени трачу на свое дело, что учитель - это человек, недостойный уважения. Муж регулярно упрекает меня в том, что я не должным образом интересуюсь строительством дачи, что воспитала плохую дочь, она не ездит на дачу. Дочь взрослая, окончила институт с красным дипломом, вышла замуж, она не приезжает к нам, т.к. стесняется отчима. Родители мужа все время давят на меня, что я должна жить его интересами, уступать во всем, иначе он запьет. Я очень хочу развестись, но боюсь:
1. что муж запьет и придет разбираться ко мне на работу (это более чем реально и мне придется увольняться);
2. ему некуда идти, потому что его родные не хотят его принимать и говорят об этом открыто;
3. я очень боюсь его родственников, их много и они все мне указывают как жить. Дочь сказала, чтобы я разбиралась сама, она не хочет вмешиваться. Я хочу уйти от мужа и мечтаю жить одна, но не знаю как это осуществить. Еще хочу добавить, что у меня нет родных, мои родители умерли, когда мне было 18 лет, первый муж, отец моей дочери, тоже умер после нашего развода от пьянства. Я понимаю, что не разбираюсь в мужчинах и все время наступаю на одни и те же грабли. Помогите, пожалуйста, решиться уйти от мужа. С чего мне начать и как победить в себе раба, который слушается окружающих, а также начать жизнь по другому без мужчины алкоголика рядом? Спасибо.
Автор вопроса: Людмила Возраст: 44

На вопрос отвечает психолог Грудкова Татьяна Викторовна.
Здравствуйте, Людмила!
Очень хочется поддержать вас в вашем смелом решении. Я понимаю, как непросто уйти от мужа после 16 лет брака.
Хорошо, что вы сами заметили, что наступаете на одни и те же грабли. Ваша проблема называется созависимость. Суть созависимости состоит в том, что созависимые люди не умеют жить для себя. Они чувствуют в себе миссию Спасателя. Они бессознательно выбирают проблемных партнеров, которым могут быть полезны. Люди, зависимые от алкоголя или от других психоактивных веществ, очень привлекательны для созависимых.
Такие люди подходят друг другу как ключ к замку. Зависимый партнер не хочет брать на себя ответственность за то, что происходит в его жизни, а созависимый пытается взять на себя ответственность за обоих.
Сложность заключается в том, что, чем больше созависимый борется с проблемами зависимого, тем безответственнее становится зависимый.
Кодировка для алкоголика не является решением проблемы. Это всего лишь пауза, в которой человек должен успеть разобраться с причинами своего алкоголизма и по возможности откорректировать их.
Алкоголизм – болезнь хроническая. В ней возможны как длительные ремиссии, так и частые срывы. Но лечиться нужно постоянно, так как эта болезнь прогрессирующая. Для лечения необходимо посещать терапевтические группы для зависимых, либо проходить шаги в обществе Анонимных Алкоголиков, либо индивидуально работать с психотерапевтом.
Алкоголизм – болезнь семейная. Все, кто помогает алкоголику пить или не пить, вовлечены в его игру, а следовательно тоже нуждаются в лечении.
Вам, для того, чтобы выйти из этих деструктивных отношений, нужно обнаружить себя. Важно понять: кто вы? Куда вы идете? Что вы чувствуете? Чего вы хотите для себя?
Верните мужу его ответственность за его жизнь. Пусть сам решает, где ему жить и где брать деньги. Для вас это будет сложно. Вы эмоционально связаны. Ваше эмоциональное состояние слишком зависит от того, что делает ваш муж и его родственники.
Для того, чтоб разобраться с вашими страхами чувством вины, хорошо бы обратиться к психотерапевту, где можно общаться в режиме диалога.
Поставьте себя и свои интересы в центр своей жизни. Сосредоточьтесь на решении только своих проблем. Старайтесь найти для себя душевный комфорт. Найдите себе интересные занятия, которые добавят радости в вашу жизнь.
Для решения вопросов с разводом и с выселением мужа из квартиры вам лучше заранее посоветоваться с юристами.
Для того, чтоб найти себя и в дальнейшем не терять себя в спасательстве, можно обратиться за помощью в общество АА. У них есть группы для созависимых.
Если совет - обратиться в общество АА - вызовет у вас активное сопротивление, посетите его через «не хочу». Примите участие в 10 занятиях и только потом решите, полезны вам такие группы или нет.
Послушайте на ютубе Луизу Хей. Она учит очень подробно, как развить любовь к себе. Послушайте там же Иванов В. «Лекции о созависимости»
Пишите, если у вас возникнут уточняющие вопросы.
Я желаю вам интереса к познанию себя.