Хочу вывести из кризиса отношения с мужем. Как выстроить эмоциональную близость?

Вопрос психологу:
Здравствуйте, уважаемые специалисты.
Мой запрос - как вывести из кризиса отношения с мужем.
Мой муж очень хороший. Он добрый, умный, красивый, работает, помогает в быту. Мы вместе 9 лет. Детей нет.
Что не так? Я не хочу его как мужчину. Между нами нет эмоциональной близости и духовности. Нет романтики. Есть быт, работа, а составляющих романтических отношений - нет. Меня это очень огорчает. Да, думаю, и его тоже. Просто он закрывается.
Он очень приземленный. А мне не хватает живости, яркости, огня. В детстве он потерял отца. Потом у него был неудачный брак. (Жена ушла к другому.)
Но дело в том, что он этому потворствовал. Водил ее к преподавателям на зачеты ,будил на пары, когда она просыпала и не ходила на экзамены.
В нем есть черта - причинять добро. Его старшая сестра его постоянно эксплуатирует на этой почве. “Принеси, помоги, прикрути, найди”. Хотя у нее есть собственный муж еще 1 старший брат. И мой муж не может отказать. И так со всеми. Всем помогу, всех спасу. “Людям надо помогать". И со мной также. Во всем помогает ,все решает. Это, конечно, здорово, с одной стороны. А с другой - мне нужна несколько иная любовь.
Помогать людям - это здорово. Но в какой-то момент это переходит в Спасательство и причинение добра без запроса. Когда мы познакомились - мне это было нужно, чтобы уйти от родителей. И он отыграл эту роль мужчины -отца. Но какая романтика может быть с отцом?
Но, мне кажется, что все в жизни дается не просто так. И этот урок именно для моей трансформации. И я должна проделать какую-то работу. Самое обидное, что я чувствую, что и во мне, и в нем, и в нашем союзе есть огромный потенциал. Но между нами как будто глухая стена. я хочу наладить взаимный обмен энергией и эмоциями, но я не знаю как и я в отчаянии. И просто хочется все бросить.
Самый простой способ - найти любовника, окунуться в мир эмоций, чувственности и тд. Но я , с одной стороны, не хочу делать больно мужу. Он готовит мне завтраки ,работает за двоих, а я буду за его спиной сливаться какому-то левому парню. А с другой, не хочу, чтобы какой-то парень думал “вот бедная девочка, у нее несчастливый брак” и блаблабла.
Я раньше часто прибегала к флирту. И чувствовала себя хорошо. Но на наш союз это хорошо не влияло. И я только и слышу все 9 лет “Ты от меня уйдешь, у тебя кто-то есть “ и блаблабла. И еще одна тема это то , что у него постоянно что-то болит . То руки немеют от нервов, то голова, то еще что-то. Мне кажется. он бессознательно тянет на себя внимание.
У меня все эти слова про “ты кого-то себе найдешь” уже напрочь отбили и мысль “не дай Бог я посмотрю на кого-то еще” уже фрустрировали все сексуальные ресурсы.
Я уже толком не крашусь ,не ухаживаю за собой , не вижу людей, ни с кем не
общаюсь. Появился лишний вес(((( учеба и та - на удаленке. И ,мне кажется, его это подсознательно радует.
Ведь плохо одетая и неухоженная никуда от него не уйдет.
Меня еще фрустрирует то, что я не могу собрать себе гардероб и что моя фигура не такая, какой бы мне хотелось ее видеть. Но я не хочу выпрашивать у него деньги и говорить “купи то, купи это”. Это же должно быть спонтанно ну или у меня должны быть свои средства на это. А у меня сейчас только стипендия, которую мы откладываем. На его деньги живем. Пока много текущих расходов.
Надо сказать, что за 9 лет мы 3й раз начинаем жизнь на новом месте с нуля. И нам ни разу никто не помогал финансово. Это тоже наложило свой отпечаток. А именно. Первая боль - мне не хватает одежды и средств по уходу за собой для того, чтобы чувствовать себя комфортно. Второе - мы 9 лет сидим дома. Никуда не ходим. Нет смены обстановки, эмоций. Раньше я пыталась его об этом простить . Ответ был - тебе лишь бы развлекаться и тратить деньги. Ну окей. Конечно, тут речь и о моей ответственности тоже . Хочешь - заработай. Мои же хотелки ,в конце концов)) И то, что он отыгрывает роль отца, это тоже об отсутствии моей ответственности за себя, за свой доход и тд.
И сам он тоже не одевается. Типа тоже из-за отсутствия лишних средств. “Все в семью, все в семью”.
Одна кофта, одни штаны. Типа имидж - это все ерунда. Я не знаю, как объяснить взрослому человеку, что имидж и стиль - это объективно важно. Хотя, он начал покупать себе хорошую спортивную одежду и обувь. Меня это очень радует. Но , кроме спортивных магазинов теперь ничего не видит(
И я не могу сказать ,что он здесь не прав. Пока окружающие нас люди ходили по караоке и ресторанам, мы накопили денег и переехали жить в другую страну. Конечно, это важнее, если сравнивать между одеждой и переездом.
Я даже не знаю, что бы меня больше огорчало. Что у него нет 10 разных рубашек в гардеробе, или если бы его гардеробная занимала бы целую комнату и он был бы излишне сосредоточен на своей внешности, целовал бы свои мускулы в инстаграме)))
Мне кажется, ему есть ,что обсудить, но он боится непринятия и открытого конфликта. И если он случайно проявит эмоции - чувствует свою нелепость и неловкость, что ли. И все больше закрывается.
Я хочу выработать такую модель поведения, где нам друг с другом кайфово, когда мы разговариваем на равных, когда можем открыто всем - всем поделиться, чтобы отношения перешли на новый уровень. Я чувствую, что , начни я что-то делать в правильном направлении - и он подтянется.
Как же выстроить эту эмоциональную близость?
Автор вопроса: Снежанна Возраст: 29

На вопрос отвечает психолог Цуркан Виктория Николаевна.
Здравствуйте, Снежанна.
Вы хотите выстроить эмоциональную и духовную близость между вами и супругом. И еще вам не хватает романтики, секса, совместных развлечений. Здесь важно разобраться, что вы вкладываете в понятие эмоциональной и духовной близости, как вы поймете, что близость есть, что должно измениться в отношениях (что добавиться, а чего быть не должно). Предложу вам самостоятельно письменно ответить на эти вопросы и поразмышлять, что лично вы можете сделать для того, чтобы близости в браке стало больше.
Хочу обратить ваше внимание, что основное содержание письма посвящено описанию мужа: его личных качеств, отношений с людьми, привычек, внешнего вида. Вначале вы коротко обозначили его позитивные качества, а дальше то, что вам в нем не нравится. Складывается впечатление, что в вашей собственной жизни очень мало вас самой.
Я думаю, вы знаете, что любая попытка переделать другого человека без его желания даже при самых ваших добрых намерениях является насилием. Каждый человек сам решает, как ему жить, чем заниматься, как относиться к людям, на что тратить время. Каждый имеет право выбрать любую жизнь, даже если вам будет казаться, что такая жизнь ужасная. Поэтому мы сразу с вами договариваемся, что мужа оставляем в покое, убираем указания, требования, обвинения, а направляем все внимание на то, что вы можете сделать с собой и для себя, что бы ваша жизнь рядом с мужчиной начала вам нравиться.
Главные принципы построения семьи – это уважение к партнеру, к его выбору, исключение любого вида насилия (психологического, эмоционального, скрытого манипулирования и т.п.). Там, где есть навязывание своей воли, ни о какой близости речи быть не может. Вы можете мужа только просить, а он имеет право вам отказать, и вы должны быть готовы принять его отказ без обид.
Отношения меняются, если есть желание и усилия обоих партнеров. Но, как я поняла, из вашего письма, ваш муж по каким-то причинам не готов меняться. Моя гипотеза, что ранняя потеря отца оказалась для него чрезмерно травматичной. В детстве ему очень не хватало его поддержки и помощи. Поэтому он заботится о других людях так, как хотел бы, что бы о нем заботился отец. Похоже, ваш муж так и не смог переработать чувства, связанные с утратой дорого ему человека, поэтому открываться чувствам, вновь переживать привязанность ему невероятно страшно. Ведь потерять близкого человека можно в любой момент. Боль потери невыносима, а эмоциональная близость кажется опасной. Он предпочитает совершать поступки, проявлять свою любовь через дела и помощь, но чувствам открываться не готов.
По описанию состояния здоровья вашего мужа, можно предположить затяжное расстройство горевания, депрессию (диагноз может поставить только врач при осмотре). Такие заболевания сопровождаются непроходящей эмоциональной болью, вся энергия уходят на то, чтобы с ней справляться, у человека нет сил радоваться жизни, получать удовольствие от развлечений. Вы можете деликатно обратить внимание мужа на его душевное и физическое состояние, предложить обратиться за помощью к врачу, но ни в коем случае не настаивать. Эта информация вам для понимания того, что может происходить с человеком, если он пережил раннюю потерю.
Предположим, что со здоровьем вашего мужа все в порядке, и проанализируем, как вы проявляете любовь друг к другу.
Как считает Гари Чепмен существует 5 языков любви и у каждого человека один из языков ведущий. Коротко о языках:
1. Слова, которые можно говорить, писать: комплименты, одобрение, поддержка, признания в любви.
2. Совместное времяпровождение: прогулки, путешествия, беседы, встречи, дела вместе.
3. Подарки: дарить подарки, впечатления, делать сюрпризы, личное внимание.
4. Забота: помощь по хозяйству, в делах, выполнять обещания, отзываться на просьбы.
5. Прикосновения: объятия, поглаживания, массаж, секс, приятный физический контакт.
Вы пишите, что ваш муж обеспечивает финансовую безопасность, решает бытовые вопросы, заботится о своих родственниках и даже чрезмерно - «причиняет добро». Ваш муж живет по принципу: «Людям надо помогать». Похоже, что ведущий язык любви вашего мужа – это забота. А, значит, он чувствует, что его любят, если о нем заботятся. Это вам как подсказка, как стать мужу ближе, сделать ему приятное: готовить вкусную еду, заботиться об одежде, мягкой постели, выполнять просьбы и обещания, присоединяться к делам, которые он выполняет, предлагать помощь.
У вас 2 ведущий языка любви – это совместное времяпрепровождение и прикосновения. Ваши с мужем языки не совпадают, поэтому вы оба можете чувствовать себя ненужными, брошенными, нелюбимыми. Вы можете рассказать мужу о языках любви, дать ему подсказку, что важно вам от него получать, чтобы чувствовать себя любимой, желанной и довольной своим браком.
У вас сейчас некоторые проблемы с финансами. И мужу сложно выделить деньги на развлечения. Ваша задача найти такие способы, чтобы это было не накладно для вашего бюджета. При этом должна быть какая-то совместная деятельность, ведь ваш муж не может быть просто наблюдателем, ему важно «причинять добро». Включите фантазию, поищите в интернете, как отдыхают пары с пользой и беплатно. Например, общение с природой: лес, река, море, покормите уток и лебедей в пруду; спорт: велосипед, бадминтон, быстрая ходьба; прогулки по незнакомым улицам, в местах, где вы никогда не бывали; делайте друг другу массаж; покрасьте скамейку возле вашего подъезда вместе и т.д. Составьте ваш список, обсудите с мужем.
Важный аспект для семенных отношений – это то, как началась семья, что послужило мотивом вступить в брак. Вы пишите, что хотели «уйти от родителей». Цель достигнута и тогда смысл брака теряется. Поэтому важно планировать семейную жизнь, иметь долгосрочные цели на 10, 20 лет вперед. Поразмышляйте вместе над такими вопросами:
• Как вы считаете, на чем основана ваша семья?
• Что вы можете только вместе и не смогли бы врозь?
• Когда вы ругаетесь, что у вас перестает получаться?
• Что удерживает вас вместе?
• Зачем вы нужны друг другу?
Вы пишите, что ваш муж находиться в позиции отца, и что вас какое-то время это вполне устраивало. Но если муж-отец, тогда жена в комплиментарной роли – ребенка. Сексуальные отношения бессознательно блокируются, ведь между отцом и дочерью секс под запретом. Ваш лишний вес (мое предположение) как способ стать несексуальной, непривлекательной, чтобы защититься от инцестуозных отношений.
Счастливое супружество – это партнерство, когда супруги выбирают жить вместе не потому, что не выживут друг без друга и находятся в зависимых отношениях, а потому, что совместная жизнь легче, приятнее и веселее. Это ваша первоочередная индивидуальная задача – стать взрослой независимой личностью.
В чем суть взросления человека: иметь свое независимое мнение, взгляды, ориентиры; понять, какая я личность, что из себя представляю, в чем мои сильные стороны, в чем – слабые, что я хочу в себе развивать; понять, что для меня важно, необходимо, без чего я не представляю свою жизнь; иметь видение своей жизни на 5, 10, 20, 30 лет вперед; иметь своих друзей, единомышленников, иметь работу и любовь.
Многие семейные проблемы имеют одно решение – это умение конструктивно разговаривать, обсуждать существующие проблемы, договариваться. Важно понимать ключевой принцип взаимодействия в паре: нет одного ответственного за то, что происходит, есть взаимовлияние, каждый вносит в конфликт свой вклад, поэтому так важно научиться конструктивному диалогу. Для этого достаточно освоить технику Я-сообщения. Вот ее формула:
1) факт «когда ты…»+
2) чувство «я …»+
3) причина чувств «потому что…»+
4) какую реакцию вы бы хотели «а давай будем …», «мне бы хотелось…»
Пример.
Неверно: «Мы никогда никуда не ходим. Тебе, похоже, компьютер дороже и интереснее жены. Я тебе давно не интересна, так и скажи»
Верно: «Когда ты отказываешься со мной сходить на прогулку и выбираешь играть в игры, я чувствую себя очень одиноко, потому что мне кажется, что я тебе не нужна, ты меня больше не любишь. А я так скучаю по нашим прогулкам, по твоим смешным историям и восхищенному взгляду. Давай вместе выберем день и место, сходим куда-нибудь».
Мои рекомендации:
1. Пройдите курс семейной психотерапии. Специалист сделает все, что бы вы научились разговаривать и договариваться, не раня и не причиняя страдания друг другу.
2. Пройдите курс индивидуальной психотерапии: разобраться с собой, научиться лучше понимать себя, стать взрослой личностью
3. Прочитайте книги:
a. Яна Агарунова «Прикладная романтика. Книга, которая спасет ваш брак»
b. Дэвид Шнарх «Страсть и супружество. Любовь, секс и близость в эмоционально связанных отношениях»
c. Джоанна Вулфолк «Медовый месяц длиною в жизнь. Как сделать ваш брак счастливым»
4. Посмотрите вместе фильмы:
a. Мини-сериал «Сцены из супружеской жизни», 2021
b. «Весенние надежды», 2012
c. «Осторожно, заложник!», 1994
Вот такие мои размышления о вашей ситуации, Снежанна. Надеюсь, они будут вам полезны. Верю, что вы справитесь. Успехов вам.