Разочарование в семейной жизни и развод.

Вопрос психологу:
В браке 5 лет. Есть двое детей, девочки 3 и 5 лет.
С мужем познакомились на работе, нас связала работа, общие друзья и интересы. Мы неплохо зарабатывали, вскладчину купили хорошую квартиру, остались незначительные платежи по ипотеке.
Брак я рассматривала как партнёрство, работаем вдвоём, домашние дела делали кто как успел. После работы обычно домой. Выходные всегда вместе или устраивали дежурства, один дома с детьми, второй по своим делам или с друзьями. Когда дети были младше, было сложнее, но справлялись. Сейчас дети постарше, и вот вроде должны были расслабится, а проблемы и начались. У мужа был переломный момент, когда нужно было поменять работу, месяц был дома ждал решения. Дети в саду, я на работе, он предоставлен сам себе. Домашними делами занимался по своему усмотрению, никто никаких поручений не давал.
Он был раздражительным, будто мы приходили домой и мешали ему, я все списывала на стресс. Выросло эго и непонятное самомнение. На работу он вышел, но отношения стали ещё хуже. Он стал агрессивным и раздражительным. Мое присутствие его раздражало. Все что я делала не нравилось. Начал говорить обидные вещи по поводу моего внешнего вида или какие-то старые обиды, что я плохая мать и хозяйка. Я старше его, и что должна быть благодарна, что он вообще на мне женился. Решил отказаться от домашних обязанностей. Что я женщина и все делать должна я. Упреки, что прихожу с работы и не готовлю вкусные блюда, а все какая-то гречка и макароны. Я ему предложила, что если он сможет содержать нас на должном уровне, я с удовольствием уйду с работы и буду заниматься домашними делами. На это он промолчал, но потом сыпались новые оскорбления. Я предложила, если я его не устраиваю, может найти себе достойную замену, и подам документы на развод. Сказал, что все подпишет без проблем.
К разводу я себя подготовила, продумала поэтапно что делать и зачем, неспеша решить все вопросы: с документами и продажей квартиры. Понимаю, что все происходит не быстро. Наладить отношения он не пытается, встречается с друзьями, лежит на диване, бойкотирует. Глядя на его текущее поведение и обиду за сказанное, налаживать отношения не хочу. Мне очень жалко что семья развалилась, были замечательные отношения, и все куда-то делось. Вырядил что что-то измениться. Дети очень привязаны к отцу и им тяжелее всех будет это расставание. Боюсь потом пожалеть о своём решении по поводу развода, но сейчас жить в такой атмосфере невозможно.
Автор вопроса: Мия Возраст: 35

На вопрос отвечает психолог Гатиева Людмила Федоровна.
Здравствуйте, Мия!
К сожалению, Вы не сформулировали конкретный вопрос, поэтому давайте просто посмотрим на Вашу ситуацию «со стороны» и надеюсь это поможет Вам принять решение.
Вы пишите, что проблемы начались, когда муж менял работу, а до этого времени ваш брак был крепким. То есть получается, что Вы впервые за пять лет столкнулись с серьёзными проблемами в отношениях и решить их предложили мужу кардинально, с помощью развода.
Мия, скорее всего, эти проблемы уже накапливались, а достигли максимума именно в сложный период жизни Вашего мужа.
Мия, а Вы обсуждали с мужем его проблемы на работе? Как-то пытались поддержать его в период ожидания решения? Или Вас раздражало, что он не работает и по дому особенно ничего не делает?
Не было ли Ваше раздражение обоюдным? Насколько доволен Ваш муж новой работой? Все ли у него получается? Оправдались ли его ожидания от новой работы? Почему?
Выход на новую работу – это всегда стресс, даже если работа интересная и долгожданная. Нужно время для адаптации и нужна поддержка близких. С выходом на работу, стресс от перемен у Вашего мужа изменил форму, но не исчез. Ему необходимо еще время. А В Вашем представлении он закончился, поскольку муж снова на работе и зарабатывает. Отсюда раздражительность, всплывающие старые обиды.
Вы пишите, что рассматриваете брак как партнерство: на работе, дома, с детьми. Этот подход в настоящее время очень распространен и у него действительно много преимуществ. Он основан на взаимоуважении, позволяет обоим супругам развиваться, дети воспитываются в среде, где активно участвуют оба родителя и т.д. Но возникает вопрос, как относится к партнерству в браке Ваш муж? Похоже, он не разделяет Вашу точку зрения. Отсюда упреки в том, что Вы – плохая мать и хозяйка, и отказ от выполнения домашних обязанностей. У него изменилась точка зрения или она была другой всегда? Он ее не озвучивал или вы эту тему не обсуждали?
Вопрос распределения домашних обязанностей очень важен и его необходимо обсуждать супругам. Если сейчас у Вас есть разногласия, то имеет смысл вернуться к нему. Проанализируйте домашние обязанности и подумайте, что Вы сейчас готовы взять на себя (с учетом пожеланий мужа), а что ждете от мужа. В ситуации, когда оба супруга работают, женщина физически не может успеть все, даже с помощью современной бытовой техники. Поэтому часть обязанностей супругу придется взять на себя. А детали обсуждаются в зависимости от предпочтений каждого (кто любит ходить в магазин, кто гулять с детьми, готовить, пылесосить). Что касается вкусных блюд, то можете договорится на изыски один раз в неделю и приобщать потихоньку дочек к кулинарии.
Что касается идеи оставить работу и заниматься домом, то я бы не рекомендовала Вам воплощать ее в жизнь. Если Вы смогли совместить работу и рождение двоих детей, то реальной необходимости оставлять работу у Вас нет. Когда женщина перестает работать, она становится зависимой от мужа и это сказывается на отношениях. А учитывая общую нестабильность, найти хорошую работу становится все труднее.
Но иногда это очень хороший аргумент в споре с мужем.
Конечно, очень тяжело слушать в свой адрес оскорбления относительно возраста, тем более что Вы – молодая женщина. Мия, а эта тема появилась только сейчас? У вас же всегда была разница в возрасте, она не изменилась. Как раньше относились к ней Вы и Ваш муж? Как вместе Вы реагировали на вопросы о разнице в возрасте от родственников и окружающих? Была ли разница в возрасте предметом шуток и острых обсуждений? Как Вы считаете, почему это произошло? Рождение двоих детей не могло пройти для Вас бесследно, как и для любой женщины. Но мужчины тоже не имеют свойство молодеть с годами.
Мия, попробуйте взглянуть объективно на замечания Вашего мужа. Насколько сильно Вы изменились внешне за последние пять лет? Вы себе нравитесь? Что бы Вы хотели изменить (без фанатизма и только ради и для себя, а не для других!)? Что для этого Вам необходимо? Это не всегда деньги, но точно это время, желание действовать и терпение для достижения цели. Подумайте, где Вы можете взять эти ресурсы и попросите помощи мужа: «Дорогой, ты прав. Мне надо привести себя в форму. Ты мог бы пару раз в неделю забирать девочек сам? Спасибо.» (добавьте свой вариант)
Как изменилось отношение мужа к детям?
Мия, накапливание обид очень мешает человеку. Надо учиться выражать свои чувства, говорить о них открыто. Получается, Вы обиделись на мужа и готовы развестись. У мужа свои обиды на Вас и, как человек обиженный, он может только согласиться на Ваше предложение о разводе. Из принципа. Но при этом Вам уже жалко семью, жалко разрушать отношения отца с дочерьми, жалко замечательных отношений в недалеком прошлом. Думаю, У Вашего мужа свой список сожалений.
А что Вам мешает поговорить честно и открыто? Что именно вас привело к нынешнему состоянию. Можете Вы изменить эту ситуацию? И хотите ли? Вы – взрослые люди, у вас дети, за которых Вы несете ответственность. А поведение у вас самих соответствует именно детскому поведению. Если он так, то и не буду делать.
И Вы каждый раз будете менять партнера, когда отношения будут заходить в тупик? Такое тоже возможно, это называется в психологии жизненный сценарий, когда отношения с разными партнерами строятся по одному и тому же принципу, иногда заимствованному у родителей.
Мия, Вы – человек рациональный, активный, продумали подготовку к разводу. Попробуйте проанализировать свои обиды и претензии к мужу на предмет их так сказать справедливости, с одной стороны, а с другой, можно ли эти обиды как-то преобразовать и отпустить, чтобы это не мешало Вам жить. И возможно остаться вместе.
Остается сказать, что все важные решения необходимо принимать только в спокойном состоянии.
На «эмоциях» принятие такого решения возможно только в том случае, когда для человека пересечена «красная» линия, то есть произошло то, что абсолютно неприемлемо.
Во всех остальных случаях решение должно быть взвешенным.
В любом случае выбор и решение остаются за Вами.
Надеюсь, что мой ответ будет Вам полезен. Если возникнут вопросы, обращайтесь.
Желаю Вам женской мудрости и счастья!
P.S. Буду признательна за обратную связь о консультации.
С уважением,
Гатиева Людмила Федоровна
Тел. 8-916-605-44-81