Свекровь рушит семью. Манипулирует ребёнком, чувством вины и долга за то, что мы вообще тут живем.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Мне 23 года, замужем, есть дочь 1 год. Моя проблема в том, что мой муж маменькин сынок. Когда я вышла за него замуж то закрывала глаза на то, что его мать стала главой в нашей семье. С первых дней нашего брака мы жили только её решениями и даже в квартире стояло моющее которое купила именно она. Везде во всех вопросах она участвовала и вместо меня организовала подготовку к рождению дочери хотя об этом я не просила, забрала у меня все приятные хлопоты. Покупала всегда наперёд всё и не интересовалась моим мнением. Мне было не удобно отказывать потому, что муж говорит, что она всегда хочет как лучше нам, что это забота. Мне эта забота никогда не нравилась и душила меня, но мои родители ко мне всегда были безразличны поэтому я думала, что вот она нормальная модель поведения. Мужу было удобно, что он просто работает, а свекровь решает все вопросы со мной по беременности и тд, он просто не хотел заморачиваться. На тот момент я не умела отказывать, ставить границы и не понимала, что я и только я должна всем этим заниматься. Её власть поглотила меня как кролика и я молча выполняла все её наставления, но внутренний конфликт был всегда. Когда я была беременная то общалась с ней как с подругой, доверяла и подпустила слишком близко, что она чуть ли не в матери набивалась нашему ребёнку. Я не осознавала, что допускаю большую ошибку, что не должно быть с только её в нашей семье. Так длилось год и потом случилась война на Украине, и нам пришлось переехать с ребёнком в Испанию в дом родителей мужа. Муж обещал, что найдёт работу и мы переедем в своё жильё. Я не рассчитывала на то, что его семья слишком со мной будет считаться, но свекровь из подруги превратилась в надзирателя. Критиковала меня, поучала особенно в вопросах ребёнка, придиралась. Я чувствовала себя постоянно как на ковре у директора. Я понимаю, что сама себя так поставила и стала работать над собой. Я начала видеть где конкретно свекровь толкает меня с моего места «жены» и «мамы» , и стала пытаться ставить границы. Начались скандалы между нами впервые за всё время. Тогда когда я стала говорить своё мнение и не соглашаться во всем с ней. Началась «борьба за территорию и главенство», но я понимаю, что мы в их доме и я вела себя уважительно. Мы были вынуждены с ними жить из-за того, что попали в чужую страну без ничего, а только с ними. Каждый раз когда мы с мужем пытались отстоять свою взрослую позицию в каких-то вопросах , его родители упрекали нас тем, что «они нас спасли» , и что теперь бы должны им, и их слушать. Я не согласна с этим, но конфликт не начинала, почти молчала. Потом я начала замечать, что свекровь как будто не воспринимает меня в серьез, а постоянно считает себя взрослой, а меня глупой девочкой. Всё это время муж не разу не защитил меня и не поставил свою мать на место, чтобы она не лезла в вопросы нашей семьи, ребёнка и тд. На мужа свекровь как удав на кролика. Он может сопротивляться, но потом его съедает чувство вины и они мирятся, и всё по кругу. Он боится ей нагрубить, слово сказать поперёк и от меня требует слепого уважения. Но изначально я не чувствую, что уважают меня и воспринимают как жену, мать, меня считают какой-то подружкой чьё мнение не важно. Мы скоро должны переехать от них и то потому, что я постоянно капаю мужу на мозг за это. Он считает переезд «лишним геморроем», что надо договариваться, платить, искать жильё и тд. До войны мы жили к квартире свекрови (которая якобы подарок мужу) и это меня тогда не устраивало, я всегда говорила мужу, что мы должны жить в своём жилье, а не родителей. Но снова меня никто не слушал, ему так было удобно. Он так и говорил «зачем платить кому-то если есть мамы квартира», но я понимала, что жить там - это быть должной его родителям, а я так не привыкла жить. Были конфликты, но у меня не хватило смелости, сил и ресурсов добиться своего. Сейчас ситуация такая, что мы ругаемся с мужем постоянно из-за того, что он маменькин сыночек и боится выйти из под опеки родителей. А я вышла замуж не для того, чтобы жить так как сказали его родители. Меня это очень всё достало. Я не хочу лишать ребёнка отца, но как мне жить с таким мужчиной? Я вижу, что у нас не семья муж - жена - ребёнок, а у нас семья свекровь - муж - ребёнок - жена. Меня это не устраивает. Самое противное и едкое для меня, что я сама допустила это. При каждом конфликте со свекровью во мне вызывают чувство вины за какую-то помощь с ребёнком с её стороны, что я не благодарная и как могу ей вообще возражать. Когда мы ссоримся она выставляет это так, что я использую её просто для помощи с ребёнком, а слушать её не хочу и её мнение. Манипулирует ребёнком, чувством вины и долга за то, что мы вообще тут живем. Подскажите пожалуйста как мне мудрее вести себя в этой ситуации когда свекровь регулярно давит меня и унижает, чтобы я в глазах мужа, и ребёнка была никем, а она авторитетом и главой нашей семьи.
Автор вопроса: Евгения Возраст: 23

На вопрос отвечает психолог Моисеенкова Ксения Владиславовна.
Добрый день, уважаемая Евгения. Мне кажется, вы уже сами начали свой путь и сами осознаёте свои дальнейшие шаги, ведь так? И первый шаг - выстраивание границ. Тут фундамент уже заложен. Говорите четко, но без обвинений и упрёков, стойте на своем. Второй важный шаг, насколько мне показалось из письма, тоже сделан:"Мы скоро должны переехать от них и то потому, что я постоянно капаю мужу на мозг за это." И это правильно. Не бывает два хозяина на одной территории. Третий шаг, если уж начистоту - шаг вашего мужа. Его готовность взять на себя ответственность за семью, за себя и за вас. За ребёнка. Получается, будто вы повзрослели, а он нет. И тут бы хорошо было ему обратиться к психологу. При авторитарных родителях чаще всего возникает два типа реакции: полное подавление или слишком бурная эмансипация в ответ. Вам легче. Вы из другой семьи. Вы видите проблему со стороны. Муж же уже встроен в семейную систему со своими устойчивыми реакциями. Объясняйте доходчиво свою точку зрения. Расскажите о своих чувствах и что бы вы хотели видеть результатом. Допустим, "Мне очень неприятно, что приходится постоянно сражаться за возможность правильно воспитывать нашего ребенка с твоей мамой, я уважаю ее мнение, но также имею свое и мне бы хотелось, чтобы мы сами исполняли родительские роли, без постороннего вмешательства." И если эти переговоры не увенчаются успехом, то возможные исходы известны вам самой. Все зависит от твердости ваших намерений и что вам дороже: своя воля или чужая. С уважением, К.В.