Дочь мужа от первого брака разрушает семью.

Вопрос психологу:
Здравствуйте, подскажите пожалуйста, как быть, как наладить отношения с мужем. Живем мы 4 года в законном браке, у него есть дочь от первого брака, ей 7 лет. У нас есть общий ребенок двух лет. С этого года жизнь стала невыносимой из-за его дочери. Она все время врёт, сталкивает всех лбами и ищет повод для того, чтобы разрушать меня и мужа. Свекрови говорит плохо на меня и мужа, нам, наоборот. Матери своей также, плохо о нас, а нам, плохо на мать. Дошло до того, что муж обратился в школу, чтобы директор образумила мать в вопросах воспитания дочери, якобы её бьют, не слушают и т. д. когда психологи пообщались с девочкой, она сказала, что ей хорошо и там и там и жить она хочет и с мамой и с папой, но не чтобы они совместно жили, а так, как сейчас живут, то есть она хочет побыть несколько дней с папой и с мамой её всё устраивает Враньё буквально во всем, если заметим ложь, спрашиваем, почему. В итоге, слезы. Она привыкла быть в центре внимания. Муж пытался разговаривать, не помогает, обижаться стала и неделями с ним не разговаривает, говорю, что стоит наказать, он жалеет и у нас выходит скандал. Выходных дней, когда она приезжает, в боюсь уже, ведь опять будет враньё, муж верит ей полностью во всем, а когда всплывает неправда, уже поздно и опять скандал, говорю, почему ты меня мучаешь 4 года, за что, почему нельзя как-то этот ужас закончить, ведь она не уважает ни меня, ни тебя, он обиделся и говорит, что это я к ней значит придираюсь и что я слишком раздула в самом деле, проблема не так широка, она маленькая и сама не понимает что делает. Как быть. Дошло дело до того, что я собираюсь уйти, не могу.
Автор вопроса: Алеся Возраст: 36

На вопрос отвечает психолог Дьяченко Галина Викторовна.
Здравствуйте, Алеся.
Вы, Ваш муж и дочь мужа от первого брака оказались в сложной психологической ситуации.
То, о чём Вы написали - только вершина айсберга, а вот то, что на самом деле происходит в душе каждого члена семьи, спрятано от чужих глаз.
Вы просите помочь наладить отношения с мужем, считаете, что семилетняя девочка разрушает Вашу семью.
Но, возможно, всё не так, как кажется? И с этим клубком обид, претензий, ожиданий, боли, надежд, лжи, манипуляций и реальности надо что-то делать.
В условиях задачи:
- Женщина четыре года назад вышла замуж за разведенного мужчину, который имеет дочь от первого брака. Какие отношения у неё сложились с трехлетним ребенком? Как она общалась с девочкой? Почему через четыре года девочка начала мстить мачехе? Почему женщина хочет наказать девочку? Кто, как и почему врал ребенку?
Ведь любое наше поведение обусловлено чем-то. И девочка ведь всем взрослым, как зеркало, показывает то, чему её научили, чему она была свидетелем.
Что чувствует женщина? Что и как она говорит мужу? Падчерице? Самой себе?
- Четыре года назад мужчина женился. Два года назад у мужчины, который имел дочь от первого брака, родился ребенок. Как он относится к своему второму ребенку? Изменились ли отношения между ним и дочерью от первого брака? Почему? Есть ли чувство вины по отношению к девочке? Почему и когда он расстался с первой супругой? Кого винит дочь в разводе?
- Семилетняя девочка, которая, скорее всего, обижена на маму, отца, бабушку, мачеху. Ей плохо и она это показывает всем взрослым, делая им больно.
Как справиться с проблемами? Перевести в рабочие задачи, оценить ресурсы, найти алгоритм решения задачи.
1. Определите темперамент всех членов семьи, найдите сильные и слабые стороны каждого. Подумайте, как использовать эти знания с пользой для каждого.
2. Проведите анализ своего состояния, своих эмоций и мыслей (установок) (методика Молярук А.)
А. Опишите, что и как ощущаете в теле. Если где-то ноет, опишите, где и что конкретно ощущается. Можно нарисовать силуэт, закрасить область тела.
Б. Опишите, что чувствуете: эмоции, чувства. На что они похожи, где "живут", как ощущаются. Метафоры. Символы. Можно нарисовать силуэт человека и закрасить области, где живут эмоции.
А теперь сравните два силуэта. Что Вы видите?
В. Опишите Ваши мысли. Но только не лгите самой себе. Пишем в столбик и ранжируем от 0 до 100. Обращаем внимание на установки.
Г. Опишите поведение. Что делаете или не делаете в попытках справиться с жизненной ситуацией. Что предпринимаете и к каким последствиям это приводит.
Перечитайте. Стало ли что-нибудь более понятным?
3. Поиск ресурсов. Оцените то, что будет для Вас ресурсом.
Если Вы считаете, что сейчас у Вас нет ресурсов, давайте сделаем одно упражнение. Расслабьтесь, глубоко вдохните и выдохните. Представьте, что Вы попадаете в магазин загадочных вещей. Где-то на полках этого магазина есть одна вещь, которая Вам сейчас необходима. Найдите её. Рассмотрите внимательно. Задайте вопрос, каким ресуром обладает эта вещь и как она сможет с Вами им поделиться. Готовы ли Вы к этому подарку?
А теперь сделаем упражнение "Кладовая Солнца" (методика Танковой А.В.). Возьмите лист ватмана размером А3 (примерно, все зависит от того, сколько у Вас будет кармашков). И картон. Нарежьте из картона карточки (3 см на 8 см). На каждой напишите то качество в себе, которое Вам нравится. Которое Вы считаете ценным, положительным для Вас. Карточек по количеству будет столько, сколько качеств Вы напишите. Не стесняйтесь, ищите в себе всё хорошее, каждый штрих, даже то, что кажется Вам мелочью или "ой, да, это есть у всех. Что тут особенного". Эти Ваши качества будут Вашим Солнцем - тем, что освещает Ваши уязвлённые места, помогает их исцелить, напитать ресурсом. Затем на панно (листе А3) делаете кармашки по количеству карточек. И в каждый кармашек вкладываете одно качество. А на кармашке рисуете условное обозначение этого качества. Панно-аптечка готово. Положите его в комфортное для Вас место или повесьте на стену. Как Вам будет удобно.
Когда Вы почувствуете, что проваливаетесь в апатию, страхи, не можете справиться с трудной ситуацией и т.д., Вы, проанализировав с помощью самодистанцирования: "Что происходит? Что я чувствую и почему? Что делать?", достаньте (или подойдите) к панно и подумайте: какое (какие) качество (а) мне могут помочь справиться с моей трудностью?Достав карточку с качеством (подержите ее в руках, прижмите к груди, понюхайте, посмотрите на неё внимательно, погладьте, переложите из руки в руку, то есть всячески своё качество прочувствуйте!), задайте себе вопросы:
- что это за качество? Как оно помогает в ситуациях в целом?
(то есть, Вы рассуждаете об этом качестве абстрактно, не во взаимосвязи с собой)
- затем обращаетесь к своей ситуации: как это качество проявляется у меня? В каких ситуациях я его проявляю? Как оно мне помогало?
- как это качество может помочь мне сейчас в этой ситуации? На что оно может повлиять?
Если качеств несколько, то так подробно с каждым качеством отдельно. Но старайтесь не заниматься формализмом. Лучше выбрать одно качество, но рассмотреть улучшения более полно, продуктивно.
Это же упражнение можно сделать с девочкой. И тогда её личное панно - Солнышко будет помогать ей справляться с её проблемами.
Алеся, в формате письма, не слыша Ваших ответов, сложно дать рекомендации (а психолог советов не дает). Поэтому рекомендую обратиться к психологу и начать бережно работать с чувством обиды, злости, гнева, растерянности и ощущением, что надо уходить из семьи. Любая задача имеет решение.
С уважением,
Дьяченко Галина Викторовна.