Младший брат повышает голос на меня и на маму, грубит, огрызается.

Вопрос психологу:
Здравствуйте! У нас такая проблема в семье. Есть родители, есть младший брат, которому 20 лет, у меня своя семья. Что раньше, что сейчас брат ведет себя не адекватно, с поводом без повода кричит, повышает голос на меня и на маму, грубит, огрызается, ведет себя истерично, наговорит всяких гадостей, может в конце ссоры пореветь. Практически всегда ссоры начинает он, буквально с пустого места. Много грубостей слышим, разговаривать по человечески с ним можно очень редко, обычно слышно от него только крик. Считает что в любом конфликте себя только правым, чтобы остановить конфликт, нужно только самим отступить. Считает что это норма так общаться, и что его все задевают и лезут к нему, поэтому и орет. Но самом деле далеко не так. Ситуация усугубляется тем, что папа почему -то считает что он прав, и говорит чтобы мы его не трогали, хотя его и не трогает никто, истерику и крики может вызвать такие вопросы: "ТЫ опаздываешь?", "Ты на каникулах не хочешь подработать?" и т.д. В общем папа абсолютно во всех ситуациях защищает его, и считает его правым, и разрешает орать на меня и на маму. От этой защиты мне кажется он и наглеет, говорит все что думается. Сейчас мы раз в неделю проводим всей семьей день вместе, и каждую неделю это происходит, все между собой переругаются и испортят настроение. Может провоцировать конфликты между родителями. Такая же ситуация происходит и на семейных праздниках, даже в присутствии чужих людей. Когда год он был в армии, мы всей семьей дружно и без ругани проводили время.
Обращаюсь к вам за советом, потому что это не возможно терпеть. Желания общаться с ним никого нет, раньше мы думали что это переходный возраст и это пройдет.Сейчас 20 лет и становится все хуже. Иногда с ним можно вообще не ругаться, но входе ссоры все равно зацепит. Минимизировать с ним общение не получится никак, он живет с родителями. А с родителями видеться я хочу. благодаря ему семейные праздники и встречи все в тягость, потому что знаю,что в конце концов будет конфликт. А так как я довольно восприимчивый человек, я постоянно плачу после этого, у меня ребенку 2 года,она все понимает и плачет и переживает за меня.Муж у меня тоже все понять не может, почему папа осадить его выходки не может. Дома у нас с мужем таких криков нет и мы практически не ругаемся и умеем сглаживать все конфликты. И после каждой встречи меня аж трясет от злости и не понимании как можно быть таким истеричным и не адекватным. Из -за него мы с папой постоянно ругаемся. А я не люблю ругаться, мне очень тяжело после ссор, я весь вечер плачу, у меня нет настроения, болит голова. Мама тоже очень жалуется, что не возможно с сыном общаться и спокойно разговаривать. Брат после ссор звонит приходит как ни в чем не бывало. И что делать в этой ситуации я не знаю. Подскажите пожалуйста что делать, так жить невозможно.
Автор вопроса: Кристина Возраст: 26

На вопрос отвечает психолог Лелюк Алина Владимировна.
Кристина, здравствуйте!
К сожалению, так часто бывает, что отношения в семье с самыми близкими людьми могут быть не очень радостными. Именно так сложилось и в вашей родительской семье.
Я не буду долго и нудно рассказывать, почему ваш брат ведет себя именно так и что его к этому провоцирует. Вы одна повлиять на поведение брата не сможете и изменить его тоже. Нужно, чтобы все члены вашей семьи этого захотели – мама и папа. Потому что, имея поддержку хотя бы одного родителя, ваш брат будет продолжать себя вести именно так, как ведет.
Ваш брат, видя, что его поддерживает папа – очень хорошо играет свою роль. Он старается быть хорошим для вашего отца, который его защищает, хвалит и подначивает так вести себя. И пока ваш папа не даст отпор и не поставит вашего брата на место – ровным счетом ничего не изменится в ваших семейных отношениях.
Что можете сделать вы? Ваш брат привык к тому, что вы с мамой всегда одинаково реагируете на его выходки и истерики. Ваши отношения, как и все ваши семейные ссоры происходят зачастую по одному и тому же сценарию. Брат что-то вымочил, вы отреагировали так, как ему надо, и он дальше продолжил свое выступление. А вы потом злитесь, весь вечер плачете, портиться настроение и ухудшается самочувствие.
Вы можете попробовать по-другому реагировать на выходки, крики и истерики вашего брата. Вместо того, чтобы сходу заводиться и включаться в его игру – попробуйте проигнорировать его выходки. Сделать вид, что вы его не услышали, не видите и не замечаете. Как будто это маленький ребенок капризничает.
Понимаю, что сначала будет очень сложно сделать вид, что вас это все не задевает и не беспокоит. Но вы попробуйте и увидите, какой будет реакция вашего брата. А если еще и мама его проигнорирует – он и вовсе перестанет кричать и устраивать сцены. Потому что ему будет не интересно с вами. Он не получит тот адреналин, который вы ему даете, реагируя на его истерики и крики.
Постарайтесь в те моменты, когда вы в гостях у родителей, вообще не обращать внимание на вашего брата. Даже если он начнет кричать или оскорблять кого-то можно просто ровным и спокойным тоном сказать: «А ты снова начинаешь. Придумал бы что-то поинтереснее». И все! Больше никаких комментариев и упреков в его адрес. Полный игнор. Если он начнет кого-то оскорблять или говорить гадости, не начинайте отвечать ему. Просто промолчите. Можете даже начать с мужем или мамой обсуждать какую-то другую тему.
Попросите вашего мужа, чтобы он на начальном этапе останавливал вас, когда вы, не сдержавшись, включитесь в «борьбу» с братом. Договоритесь, что муж сожмет вашу руку или тронет за коленку – это будет сигнал «стоп». И с помощью мужа вы научитесь не реагировать на вашего брата. А затем и поймете, как ему нужно отвечать, чтобы он успокаивался.
И не ругайтесь с папой. Ситуацию это не улучшит. Когда вы с мамой перестанете реагировать на брата, есть вероятность, что он может переключиться в своих истериках на папу. Вот тогда папа и поставит сам его на место. И тогда, возможно, ваш брат успокоится.
Если вы и дальше будете реагировать на вашего брата, как обычно – пострадаете только вы и ваша семья. Потому что маленький ребенок очень сильно чувствует мамины переживания и плохое настроение и самочувствие. И даже может из-за этого болеть. Поэтому в ваших интересах прекратить позволять вашему брату портить вам настроение и доводить до слез.
Терпения вам и мудрости в общении с братом!
С уважением, Лелюк Алина