Я боюсь своего свекра.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Пишу с таким вопросом. С мужем в браке 3 года. У нас прекрасные отношения, все замечательно развивается. Уже давно задумываемся о пополнении нашей семьи. Но есть небольшая проблема. Все наши отпуска, в основном, мы проводим с родителями мужа, так как я со своими часто вижусь, а он со своими родителями не очень. Поэтому ездим летом и зимой к ним. У него хорошая семья. Мама - просто замечательная женщина. Это лучшая свекровь! Я считаю, что это просто подарок с небес мне достался. У нас с ней очень хорошие взаимоотношения. Она всегда поможет, поддержит, подскажет. В общем, я очень радуюсь нашим с ней разговорам и времяпрепровождению. Но вся проблема как раз состоит в свекре... Он мужчина уже в возрасте, хозяин дома. Все, что делается у него дома, должно быть проконтролировано им самим. Ничего нельзя делать без его разрешения. А если что-то сделал не так - крик стоит на весь дом. Его жена уже не обращает на это внимания. А мой муж из-за этого нервничает, отчего они ругаются. Я нахожусь на нейтральной стороне, так как не имею права сказать что-то в его доме, да и боюсь вообще что-то говорить такому мужчине. И вот каждый раз, приезжая в отпуск к родителям мужа, я просто считаю дни до отъезда... Мне страшно, очень страшно.. Я, действительно, боюсь своего свекра. Он добрый местами, но лучше его не злить и во всем угождать, чтобы самому хуже не сделать. И вот сейчас мне муж сообщил, что мы поедем к его родителям на целых 6 месяцев!!! Конечно, у меня сразу исчезло настроение, я поникла, мне ничего не хочется. Перед глазами у меня сразу начали всплывать картинки из прошлых отпусков, его крики, его хлопанье дверьми.. Я еле сдерживалась, чтобы пробыть там полмесяца-месяц, а тут на целых полгода... Что мне делать? Подскажите, как быть...
Автор вопроса: Анна Возраст: 21

На вопрос отвечает психолог Юркевич Юлия Юрьевна.
Анна, здравствуйте,
Спасибо за обращение. Понимаю, что ситуация для вас выглядит сложной и вам кажется, что вы сейчас находитесь в затруднительном положении.
Мне хочется вас поддержать и напомнить о том, что как вы сами пишете у вас теплые и хорошие отношения с вашим мужем и вашей свекровью. То есть «группа поддержки» у вас уже есть. А если вы пока не чувствуете, что они могут стать вашей группой поддержки, подумайте какие шаги вы могли бы предпринять до переезда к вашему свекру, для того, чтобы иметь «надежные тылы». В ожидаемой вами атмосфере ссор и скандалов, а также тирании вашего свекра, такая группа вам очень пригодится.
Во вторых, задумайтесь, не слишком ли вы «демонизируете» своего свекра. Как правило, такие сильно контролирующие люди очень тревожны внутри и у них у самих много страхов и недоверия к другим. А значит они внутри не такие сильные, как хотят казаться. Не знаю, конечно, вашего свекра лично, но некоторые из них еще довольно трусливы и вообще обычные люди, как и мы с вами. Так что не стоит превращать их внутри себя в таких злых и ужасных демонов. Если посмотреть на него отстраненно, он может оказаться старым человеком, который с трудом справляется со своими внутренними страхами. Это точно его проблема, а не ваша.
Попробуйте создать теплую душевную обстановку, в которой вы можете обсудить с вашим мужем свои опасения. В очень деликатной манере, рассказать о том, что вас беспокоит, заручиться его поддержкой и готовностью самой быть поддержкой для вашего мужа в сложных ситуациях. Тогда в минуты ссор вам обоим будет на что опираться. Какая у вас общая с мужем ценность, которую вы оба разделяете? Возможно это ваш брак или ваша семья или ваша любовь и теплота? Вы сможете напоминать себе и ему в трудную минуту о том, что делает ваш брак крепче, а отношения теплее. Обещайте себе подумать об этом.
Попробуйте обсудить с мужем правила или границы, которые каждый из вас согласился бы не переступать в сложных ситуациях в будущем.
Возможно ваш муж и сам «не в восторге» от такого поворота событий и причины, которыми он не может управлять вынудили его принять решение переехать к своему отцу. Думаю, ему тоже сложно. А трудности могут, как разделить людей, так и сблизить. Пусть этот переезд, вынужденный переезд станет для вашей семьи возможностью стать еще ближе друг к другу, научиться, еще больше поддерживать и доверять.
Вам потребуется много внутренней опоры и устойчивости внутри. Когда мы попадаем в напряженную или конфликтную атмосферу, мы можем невольно зарядиться ею. Очень важно удерживать внутри себя точку внутреннего покоя и равновесия. Сейчас в интернете много упражнений за развитие устойчивости и ощущения заземленности, дыхательные и телесные практики. Поищите их, это, как и ваша семья, ваши ресурсы. Собирайте их, копите их, чтобы к отъезду у вас был уже целый сундук ресурсов как внутри вас, так и во внешнем круге, на который вы можете опереться.
Помните, когда человек кричит, он не всегда кричит на оппонента, часто он кричит от собственной боли и от того, что по-другому уже не может донести до других какие-то важные для него моменты. Конечно, у всего есть свои границы и пределы. Возможно, вам с супругом стоит договориться о моменте, когда каждый из вас уже не сможет терпеть, и о том, что вы будете делать в такой ситуации.
Конечно, сложные ситуации будут возникать, но разрешите себе не справляться, пугаться, раздражаться и даже злиться на вашего свекра за его грубость или глупость или черствость. Думаю, сами при встрече разберетесь. Разрешите самой себе внутри себя противостоять вашему свекру.
Еще очень хорошим ресурсом может для вас стать образ человека, которого вы знаете, уважаете, и который точно знает как вести себя с вашим свекром, чтобы не быть втянутым в его проблемные эмоциональные реакции. Подумайте, кто это мог бы быть? Возможно, он будет тем, кого уважает и побаивается ваш свекр? Просто придумайте или имейте внутри себя образ такого человека, вашего ресурсного персонажа. Вы можете временами аккуратно притворяться, что вы и есть этот ресурсный персонаж. Находя и укрепляя в себе те черты личности, о которые спотыкается ваш свекр. И еще раз напишу, он точно не всесилен! Когда нам страшно, то, как говорят, у страха глаза велики, но это не останавливает и не лишает мужества держаться, укреплять и поддерживать себя.
Кратко наметила несколько направлений, что можно сделать, о чем подумать, и про что и с кем поговорить. Внутренне верю, что у вас все получиться!