Почему муж и дочери унижают и оскорбляют меня?

Вопрос психологу:
Я живу с мужем более 33 лет. У меня 3 взрослых дочерей: 31, 29 и 24 года. Мой муж до женитьбы выпивал и скандалил. Мы жили много лет на съемной квартире и везде он выпивал, избивал и оскорблял меня. Дети все это видели. Сейчас две дочери замужем, одна живёт со мной. Мы с ней и двумя другими дочерями живём в другом городе, а муж в другом(2 часа езды). Я просто устала от его выходок и уехала, дети тогда оканчивали вуз. Я устроила ь на работу. Сейчас у старшей дочери дочка(1, 5годика и она беременна на второго ребенка). Я всегда помогала ей чем могла. Свадьбу обоих дочерей готовила я одна. Сегодня, когда я решила остаться наедине и написала об этом дочери старшей, она обвинила меня в том, что я не могу решиться и бросить суда алкоголика. И поэтому скрываю на других свои проблемы. "если тебе не нравится со мной общаться, так и скажи, не надо придумывать отмазки"-это слова дочери. Я решила уехать в Москву на заработки и сказала ей об этом, в ответ, зачем ехать куда-то, когда и здесь можно заработать. Ты хочешь убежать от себя или от мужа-ответь себе на этот вопрос- это слова моей дочери. Я так понимаю, что она всегда была недовольна мной, что я себя выставляла в роли жертвы. Но при этом я всегда поддерживала, иногда морально, иногда материально ее. Покупала дорогие подарки ей и внучке. В итоге теперь я оказалась никчёмной матерью, которая не может за себя постоять, что тут уж говорить о детях. Не могу понять, где я совершила ошибку, почему такое негативное отношение ко мне. Отца она жалеет, а меня обвиняет. Другие дочери тоже солидарны с ней. Они мне иногда напоминают о своем негативном детстве, когда я вместе с ними убегала из дома до прихода пьяного мужа, чтоб они не слышали его скандалы и он их не избивал. Я наверное действительно никчемная мать, что жертвовала здоровьем и чувствами своих малолетних, ради мужа-алкоголика. Он и сейчас пьет и не хочет лечиться, когда я ему это предлагаю. Скажите где мои ошибки и как с этим жить дальше. Мы по праздникам и др всегда собираемся у меня все вместе, в большей степени без мужа. Но иногда и он присутствует на них. Я зашла в тупик жить так дальше я не хочу. Хочу иметь свое мнение, чтоб ко мне относились с уважением и благодарностью. Я хочу чтоб я жила для себя и когда хотела делала то, что я хочу, а не то что от меня ждут мои домочадцы. Такое ощущение, что я им нужна только, когда им нужна моя помощь.
Автор вопроса: Тамара Возраст: 55

На вопрос отвечает психолог Лелюк Алина Владимировна.
Тамара, здравствуйте!
Вы сейчас в таком удивительном и прекрасном возрасте, когда действительно можете делать все, что вам хочется, когда хочется и как хочется. Важно это понять и принять. Дети уже выросли, у них свои семьи. Они вполне нормально справятся и без вашей помощи, которая, если я вас правильно поняла, слегка вас уже утомила и связывает по рукам.
Вы очень сильная женщина, если все-таки смогли уехать от мужа, который пьет, унижает и избивает. Вы устроились на работу, сами себя обеспечивали, помогали дочерям, сами приготовили две свадьбы. Разве слабая женщина на такое способна?
То, что вы позволяли с собой плохо обращаться вашему мужу – это ваш опыт. Возможно, я всего лишь предположу, у вас не было поддержки, и вы просто не знали, что нужно делать в такой ситуации. Возможно, ваши родители были в примерно таких же отношениях, и у вас элементарно не было примера нормальных отношений. И есть еще много других объяснений тому, почему все было именно так в вашей семейной жизни. Но вы ведь смогли выбраться из этого «болота». Вы ведь сами себя «спасли». Значит – и в дальнейшем тоже сможете найти самые наилучшие для вас решения. Важно только захотеть изменить свою жизнь и начать делать первые шаги.
То, что дочка вас не понимает – это может быть из-за того, что она еще слишком молодая. Она не может адекватно оценить ваши чувства и желания. Но вопросы она вам правильные задает. Она по-своему, может и немножко жестко, хочет вам помочь разобраться в себе. Ей просто не понятно, почему вы не можете «решиться и бросить суда алкоголика». Ей не понятно, почему столько лет вы продолжаете отношения с человеком, который причиняет вам боль. Она думает, что когда вы прекратите ваши отношения с ее отцом – вам так будет лучше, понимаете? Иногда люди злятся от своего бессилия, когда хотят помочь своим самым родным людям, а не могут найти нужных слов. Подумайте сами – почему вы продолжаете отношения с вашим мужем? Почему вы не устроили личную жизнь? Что вас держит с ним?
«Я решила уехать в Москву на заработки и сказала ей об этом, в ответ, зачем ехать куда-то, когда и здесь можно заработать. Ты хочешь убежать от себя или от мужа-ответь себе на этот вопрос- это слова моей дочери» - и этот вопрос тоже правильный. И было бы очень хорошо, если бы вы сами для себя на него ответили. Это помогло бы вам лучше разобраться в себе и решить, чего же вы хотите на самом деле: быть подальше от мужа, детей и самой решать, как жить или все-таки вы хотите денег заработать. Зачем вам нужно больше денег? Что вы сможете себе позволить? Почему вы все-таки решили ехать в Москву? Почему вам хочется уехать из вашего города? Как вы будете себя чувствовать, когда будете далеко от дома? Что вы сможете себе позволить? От чего вы избавитесь? Что, кроме денег, тянет вас в Москву?
Ведь если вы хотите быть счастливой и жить так, как вам хочется – вам нужно быть честной в первую очередь перед собой. Вам нужно понимать, что и почему вы хотите и не бояться ваших желаний. Возможно, есть более легкие способы решения ваших вопросов и исполнения ваших желаний.
«В итоге теперь я оказалась никчёмной матерью, которая не может за себя постоять, что тут уж говорить о детях» - вы не никчемная мать. Вы женщина, которая прожила свою жизнь ровно так, как знала, умела и понимала. Если бы нам выдавали инструкцию к нашей жизни – все жили бы правильно. А так – кто как умеет и понимает.
«Скажите где мои ошибки и как с этим жить дальше» - ваши ошибки в том, что вы в какой-то момент забыли о себе. Что позволяли издеваться над собой. Что почему-то решили, что жить с таким мужем – это нормально. Что еще тогда не защитили себя и не поставили жирную точку в отношениях, которые делали вам больно.
На данный момент вам не нужно копаться в своем прошлом. Оно уже прошло и там вы ничего ровным счетом не измените. Но вы вполне можете изменить ваше сегодня и завтра. Важно лишь в первую очередь простить себя за свое же прошлое. Принять сам факт, что тогда вы были именно такой. А сейчас вы все поняли и готовы меняться. Решить, какой именно вы хотите быть и идти шаг за шагом к своим целям и желаниям.
«Хочу иметь свое мнение, чтоб ко мне относились с уважением и благодарностью» - к нам относятся ровно так, как мы сами к себе относимся и как позволяем другим относиться к себе. Вы себя любите, цените, уважаете? Как вы относитесь к себе?
Если вы хотите, чтобы вас уважали – начните сами себя уважать и ценить. Неужели вам не за что уважать себя? Подумайте, сколько всего вы смогли сделать в вашей жизни, сколько всего дать детям, как морально, так и материально. Неужели это не достойно уважения, как думаете? Запишите в блокнот все, что вы достигли в вашей жизни. Все, чего вы добились. Все ваши даже самые маленькие достижения. С самого вашего детства. И когда начнете сомневаться в себе – перечитывайте эти записи. Если вы могли сделать это все – значит – вы сможете сделать все, что захотите. Вы все можете!
Заведите себе привычку благодарить себя даже за самые мелочи, которые вы делаете для себя. Таким образом вы будете «наращивать» в себе уважение к себе и поднимать собственную самоценность. Тогда вам будет гораздо проще слышать собственные желания и спокойно делать то, что важно именно для вас, без оглядки на других.
Понимаете, вы не можете изменить других людей и их отношение к вам. НО вы можете сами измениться. И как только начнете меняться вы – начнет меняться мир вокруг вас. И отношение ваших дочерей и окружающих тоже начнет меняться. Но начинать нужно только с себя. При этом важно помнить, что на любые изменения нужно время. Не ждите быстрых результатов. Постепенно, шаг за шагом вы точно сможете дойти до любой цели.
«Я хочу чтоб я жила для себя и когда хотела делала то, что я хочу, а не то что от меня ждут мои домочадцы» - чтобы жить для себя – важно понимать как это и в чем это заключается. Распишите на бумаге, что для вас значит – жить для себя. Как это? Что вы сможете себе позволить делать? Что мы сможете позволить себе не делать? Как вы при этом будете чувствовать себя? И запишите пару пунктов, что вы можете уже сегодня сделать, чтобы начать приближаться к жизни своей мечты.
Если вы думаете, что кто-то должен дать вам разрешение на то, чтобы вы жили так, как вам хочется – этот кто-то – это ВЫ. Это ведь ваша жизнь и только вы вправе решать, как ее прожить. Каждый прожитый день вашей жизни – это только ваш выбор! Вы достаточно взрослая женщина, чтобы прожить остаток своей жизни именно так, как вы хотите. И это право никто не может у вас отнять, понимаете?
Самое главное – верьте в себя, и все у вас будет замечательно!
С уважением, Лелюк Алина