Остались очень сильные чувства обиды и вины за повышенный голос. Возможно ли вернуть любовь к бабушке?

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Помогите разобраться в ситуации. Бабушке 80 +. Я её очень любила, всегда защищала ,если кто-то из родственников пытался её поучить жизни. У бабушки 3 е детей. Мама и 2 брата (один 5 лет назад скоропостижно скончался). Мама старшая. Мама постоянно жаловалась на бабушку, что та не ценит её и обижает. Я сама была свидетелем, как бабушка кричит на маму и как мне казалось на пустом месте, потом бабушка не разговаривает с мамой. И так продолжалось примерно года 4 (мама говорит так было всегда, но так заметно стало 4 года назад)И видимо обида за маму копилась во мне, но высказать я ничего бабушке не могла. И вот в прошлом году бабушка очередной раз поругалась с мамой и решила все это ещё раз высказать мне и тут я не сдержалась и сказала, что она неправа. Следом бабушка побежала к маме и стала жаловаться ей на меня и придумывать чего не было. Я очень сильно нервничала в тот момент. И большинство просто не помню. Единственное что помню, это я повысила на неё голос крикнув фразу КУДА ТЫ УХОДИШЬ, ДАВАЙ ПОГОВОРИМ.. Мне очень обидно, что она много чего придумала на мой счёт, обидно за маму, всегда очень сильно переживаю если они ругаются (мама всегда мне рассказывает о случившемся очередном скандале). Папа умер, брат в другом городе, больше рассказать некому кроме меня. Единственное о чем жалею, что повысила голос на неё. Но чтобы я не говорила, бабушка слышала это все так как выгодно и хотелось ей (думаю чтоб бы быть жертвой в этой ситуации). После этого момента наши отношения в корне изменились (ведь до этого момента я всегда её поддерживала и ничего не говорила против). Я чувствую, что она как будто вычеркнуть тёплое отношение, любовь ко мне. Делает вид что все хорошо.
Что касается меня, то у меня точно такое же чувство к ней, т.е. нет любви, тепла. Мне не хочется больше ей звонить и приезжать, но очень боюсь остаться с этим чувством, если вдруг её не станет. Такое странное чувство, и обидно и чувство вины не покидает. И зная бабушку (её способность прощать кого-то, а она до сих пор считает, что я её обидела-это мне так кажется) отношения прежними не будут и говорить с ней на эту тему бесполезно, снова будет скандал с большей силой и жить с чувством обиды и вины тяжело. Мама постоянно просит ехать к ней в деревню. Мама пенсионерка уже почти 3 года и большую часть времени живёт с бабушкой в деревне. Бабушка постоянно нервничает, что мой брат уехал в другой город и психует когда мама едет к нему и каждый раз спрашивает когда мама вернётся обратно. Почему так сложно отпустить обиду? Не понимаю что она говорила в тот день в мой адрес, но остались очень сильные чувства обиды и вины за повышенный голос. Возможно ли вернуть любовь к близкому человеку?
Автор вопроса: Екатерина Возраст: 32

На вопрос отвечает психолог Москаленко Римма Николаевна.
Екатерина здравствуйте! Обида и вина - это очень сильные эмоции. Носить их в душе долгое время очень непросто.
Эмоции людям подарены природой, сохранились в процессе эволюции, а значит для чего-то они нужны. На самом деле, они сами по себе не могут быть хорошими или плохими. Эмоции - это просто ответная реакция человека на событие жизни.
1. Екатерина, начну с ответа на последний вопрос Вашего обращения: "Возможно ли вернуть любовь к близкому человеку?" Сложно ответить можно ли вернуть, но у меня возникает другой вопрос: " А может ли любовь к близкому совсем исчезнуть?" Екатерина, подумайте над этим.
2. Второй Ваш вопрос: "Почему так сложно отпустить обиду?".
Екатерина, Эмоции бывает сложно отпустить тогда, когда мы их отрицаем, не принимаем в себе, не разрешаем им быть. На отрицание эмоций уходит очень много психической энергии, душевных сил. Причём незаметно для нас самих. Это похоже на работы скрытого процесса в компьютере. Пользователь его не видит, но из-за его работы вся система "тормозит". Поэтому, Екатерина, подумайте, а разрешаете ли Вы себе обижаться, злиться? Как я писала выше, эмоция это лишь реакция на ситуацию. Человек имеет права испытывать любые эмоции: и гнев, и обиду, и грусть, и радость.
Возможно, Ваше чувство вины тоже родилось от неприятия эмоций в себе. Хотя, исходя из той ситуации, которую Вы описали, Ваши эмоции гнева и обиды и даже повышенный голос имели право быть, эта реакция на тот момент была неприятна для Вас и других, но адекватна и уместна для ситуации. Другой вопрос в том, а зачем Вам эти эмоции сейчас? Они Вам нужны? Они актуальны по сей день?
Для того чтобы отпустить неприятные эмоции, которые долго живут в человеке, их сначала нужно принять, "прочувствовать" их какое-то время, а потом уже отпустить. Для этого существует множество техник. Познакомлю Вас с одной из них.
Она называется Метод Седоны. Возможно, она Вам поможет. Состоит она в том, что Вам необходимо предельно честно ответить на четыре простых вопроса: 1) Что я чувствую прямо сейчас? Назовите для себя это чувство. Позвольте себе сейчас чувствовать его. Подумайте про ситуацию, что именно его могло вызвать. 2) Могу ли я принять это чувство? Вам нужно для себя решить, можете ли Вы и хотите ли Вы жить с этим чувством, считаете ли, что оно имеет право на существование. Ответ может быть разным: “Да” или “Нет” – оба ответа допустимы. Даже если Вы скажите “Нет”, Вы все равно сможете отпустить свои чувства. 3) Могу ли я отпустить это чувство? Очень важно прочувствовать, можете ли Вы отпустить эту эмоцию. Ответ может быть “Да” или “Нет”, честно отвечайте, что Вам приходит в голову. 4) Хочу ли я отпустить это чувство? Ответ “Могу” вовсе не отражает, что Вы хотите это сделать. Что будет лучшим для Вас: сохранить это чувство или отпустить . Хотите ли Вы избавиться от него навсегда и быть свободным? Если Вы ответили “Нет” или затрудняетесь с ответом, то задайте другой вопрос: “Что мне лучше: оставить это чувство у себя или освободиться от него?”.
Если ва ответ "Да" - сделайте глубокий вдох-выдрх и вслух или про себя скажите: "Отпускаю!"
Эту технику можно повторить несколько раз, если Вы чувствуете, что это необходимо. Это в какой-то степени "скорая помощь" в решении подобных ситуаций. Если же требуется более глубокая работа, то ее лучше проводит совместно с психологом.
Екатерина, надеюсь ответ будет Вам полезен. Гармонии и душевного спокойствия Вам!