Разговариваю с окружающими грубо и раздражительно, потом грызу себя за это.

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Вот уже 3-й час меня сжирает чувство вины. (Постараюсь коротко описать ситуацию).
Сейчас мы живем у моих родственников, в большом частном доме. Родственники предложили нам пожить у них, чтоб нам скопить деньги на свое жилье. Они с наилучшими намерениями пригласили нас, я им очень благодарна, НО! Бывает такое что я с ними плохо разговариваю. Сама не понимаю почему так происходит! Сегодня ситуация, я пришла домой с работы, работаю я сутки-трое. И мне говорят что завтра будут менять окна во всём доме и мне с маленькой дочкой нужно будет уйти из дома. Они даже нашли куда нам пойти, в дом к дочери моих родственников. Но я, вместо того чтоб поблагодарить, я не приняла это предложение. И поеду в Москву к сестре.
3 часа назад, мой дядя спросил меня куда мы завтра поедем, и я с претензией сказала что если бы они раньше меня предупредили, я бы нашла где нам перекантоваться, а теперь мы будем просто гулять по городу. Сейчас грызу себя за это! И это не первый раз и не только с ними!
Я и на работе такая же. Со стороны я себе напоминаю злую тётку из ЖЕУ.
Сейчас анализируя ситуацию, думаю что нужно думать прежде чем что то говорить, но это будет очень долго, пока я подберу правильные слова, люди могут подумать что я игнорирую их.
Помогите пожалуйста!
Автор вопроса: Нина Возраст: 40

На вопрос отвечает психолог Захаренко Владимир Владимирович.
Нина, здравствуйте.
Проконтролировать себя и не наговорить лишнего - в следующий раз тоже не получится.
Сами знаете, "это" выстреливает и не удержишь. Нужно понять, про что ваша ситуация, и реакция на близких вам людей может улучшиться "сама по себе".
Помогут нам в этом предварительный "психоанализ", изложенный вами же в теле вопроса.
Человек, как правило, владеет темой запроса не хуже психолога. Но чтобы понять, что происходит - ему мешает отсутствие "практики смотрения" на проблему со стороны. И включающаяся блокировка сознания, когда реальное Я (правда) встречается со своим надуманным отражением (восприятием себя из головы).
Итак:
1. "Вместо того чтоб поблагодарить, я не приняла это предложение". Ключевое здесь "Не поблагодарила". Когда человек благодарен другому? Когда получает "что-то" в дар (платно или бесплатно). Получающий, восстанавливает баланс "Беру-Даю" пожеланием блага.
А когда человек НЕ благодарит?
Когда считает "что ему и так ВСЕ Обязаны".
2. "Я с ними плохо разговариваю ", "люди могут подумать что я игнорирую их".
Когда вы с ними разговариваете, важно понять с какой позиции вы это делаете. В общении с вами - они выше, круче, больше, весомее; они над вами или вы над ними?
Это восприятие в копилку про ту самую самооценку (в норме, завышенную, заниженную).
3. Почувствовать себя виноватым, "погрызть себя" - это про баланс эмоций. Незаслуженно, несправедливо "кто-то кого то обидел". Вина позволяет раскаяться "в чем то плохом" и примириться с собой "на какое то время".
Здесь также можно поработать с чувством вины. Это ваша естественная реакция на раздражитель или это "семейная" стратегия поведения (взорваться из-за пустяка/мелочи, нагрубить - потом извиняться и тп)?
Что с этим делать?
(а) Отвергнуть и поискать еще ответов.
(б) Дать себе время, перечитать - примерить пункты на себя.
(в) Получить внутренний отклик на выше изложенный текст, зафиксировать данность "Да - часть из этого - про меня", начать менять себя (самостоятельно или с психологами).
С уважением,
психолог - практик, специалист по "негативным" эмоциям,
Захаренко Владимир,
[email protected]