Свекровь мне не помогает, когда приезжает к нам в гости.

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Ситуация у меня не новая, много кто с таким сталкивался. Но есть некоторые нюансы. Мы с мужем в браке 5 лет, у него есть ребенок от первого брака, общих детей у нас нет. Живем отдельно, мать мужа живет в другом городе. Я работаю дома, удаленно. 2 раза в год ездим к его маме в гости и чтобы муж мог увидеть сына (он живет в том же городе со своей матерью). В последнее время мать и младший брат мужа стали часто приезжать к нам в гости, на 2 месяца, на месяц. У меня с ними всегда были нормальные отношения, но есть одна ситуация, которая просто выводит меня из себя. Когда мы в гостях у свекрови, я делаю все: помогаю ей готовить, убирать, все время вместе. Но когда свекровь приезжает к нам домой, совершенно ничего не делает, только ест, спит и гуляет, как на курорте. Я все сама готовлю, стирка, уборка - всё на мне. Она даже никогда не спрашивает, чем мне помочь. Только говорит: когда уже ужин будет готов, я проголодалась. Где мой кофе? В общем, обращается со мной, как будто я ее прислуга. Особенно в присутствии гостей старается меня унизить, показать свое превосходство, в приказном тоне все. Сказать, что меня это выводит из себя - ничего не сказать. Дома бардак, за всеми приходиться убирать. Даже тарелки со стола не уберут. Поели, встали и ушли. Я все время сердитая, злая, я ищу любой повод, чтобы выйти из дома и не видеть свекровь. Я правда очень хорошо всегда к ней относилась, называю мамой. Но она все испортила своим отношением. Теперь я даже смотреть в ее сторону не хочу. А она как-будто не понимает ничего (или делает вид, что не понимает) и спрашивает моего мужа, почему я злая, что случилось у меня. Муж отвечает ей, что у меня на работе проблемы... Я уже молчу за то, что муж все время с родственниками, когда не на работе. Мы практически не проводим время вместе. Живем, как брат с сестрой. Я с мужем серьезно говорила по этому поводу, даже плакала, не могла уже сдержать обиду. На что он сказал, что его мать очень ленивая и дома у нее беспорядок всегда, ты же сама знаешь, что такая она. А мне что делать? Понять и простить? Муж стал мне помогать очень, за что ему большое спасибо. Но я хочу, чтобы свекровь тоже участвовала. Он ей об этом иногда говорит, но редко, видимо боится обидеть А она нехотя отвечает, что поможет. А потом, в итоге, так ничего и не делает. Ситуация становится сложнее. Свекровь решила привезти к нам ещё и своего внука, сына моего мужа. И сказала, что я должна готовить его любимые блюда, пиццу, гамбургеры и т д. К слову, сын мужа с аутизмом. Довольно специфический парень, если мягко выразится, 17 лет. К тому же очень капризный, избалованный, ко мне относиться плохо, игнорирует, делает вид, что меня вообще нет (семью я не разрушала, мы встретились с мужем после его развода). Я боюсь, что у меня может случиться просто нервный срыв, испортятся отношения с мужем, так как молчать я не могу на такое отношение. Я и так уже на пределе. Просто в замешательстве, что мне делать, как поступить в такой ситуации? Я не хочу потерять мужа, я его очень люблю, но и терпеть такое отношение к себе я тоже не буду. Спасибо всем, кто дочитал такой длинный текст и заранее благодарю за комментарии.
Автор вопроса: Анна Возраст: 41

На вопрос отвечает психолог Логинова Алла Геннадиевна.
Анна, здравствуйте!
Да, ситуация очень неприятная. Конечно, в одном письме не удастся полностью раскрыть тему и мою мысль, но верю, что вы иначе взгляните на ситуацию.
Начну с того, что никто никому ничего не должен. Конечно, есть правила поведения/прибывания в гостях и так далее. И у каждого они свои. Вы, например, когда приезжайте в гости к свекрови всё делаете вместе, чтобы не обременять её, чтобы быть хорошей. И вы ждёте от неё этого взамен. Как на рынке: я так делаю и ты должна. Но это не так. Ваш выбор - помогать ей, её - другой (не помогать) и это нормально.
Я хорошо вас понимаю! В Ваше пространство вторглись другие люди и ведут себя не так, как повели бы себя вы. Очень неприятно, когда ваш труд не уважают и считают, что вы должны всё делать. Можно понять и свекровь. Она постоянно живёт одна и месяц-два ей хочется почувствовать заботу. Возможно, она не умеет это выразить в ласковый форме, из-за этого отдает приказы.
Какой выход вижу я?
- вас эта ситуация выводит из себя, потому что в вас очень много «хорошей девочки», которая много всего должна. И свекровь вам это подсвечивает, словно фонариком. Позвольте себе быть не такой хорошей хозяйкой, женой, невесткой.
Начните с того, что перестаньте за всеми убирать и стирать. Потерпите дома бардак. Стираете вещи - стирайте только свои и мужа. Обговорите это спокойно с мужем. Одно дело, когда родственники приехали на неделю, другое - на два месяца. Они уже перестают быть в статусе гостей, за которыми стоит постоянно убирать.
- диалог - решает всё! Вас эта ситуация учит говорить и отстаивать свои границы. То есть важно поговорить с мужем, сказать что вам не нравится что, мама/брат после еды даже тарелки в раковину не убирают. Скажите, что вы за ними убирать не будете, что посуда так и будет стоять. Скажите, что если муж с ними не поговорит, то вы сами им скажите, что: «Простите, но вы уже здесь живёте и вы не гости, так что убирайте за собой сами!». Также скажите мужу, что если они всё равно не будут убирать - вы этого делать не будете.
И не делайте. Это будет делать вынужден муж! Он уже вам помогает! И тут вопрос: почему вам важно, чтобы именно свекровь за собой убрала? Ведь важен сам факт: посуда помыта и убрана! Не так ли?
- когда свекровь разговаривать с вами в неуважительном тоне, рекомендую вам корректно ей об этом сказать. Сказать, что с вами так разговаривать нельзя. Некоторые ситуации можно перевести в шутку. Свекровь говорит: «Где мой кофе?». Вы отвечаете: «Мама, куда ты его поставила, там он стоит».
- главное - не копить в себе все эмоции. Проговаривать это с мужем, так как вам важно не ставить его между двух огней и самой не страдать. Найдите какие-то компромиссы: за своими родственниками убирает муж; один/два раза в неделю вы точно вдвоём проводите время без родственников; обговорите время пребывания его родственников в вашем доме.
- что касается сына мужа. Эта ситуация так же показывает, что у вас очень много долженствования. Другие люди это только подсвечивают. Конечно, вы не должны ублажать прихоти его сына, заискивать передним. Пиццу гамбургеры и так далее можно заказать. Это вы можете озвучить свекрови мужу.
В ответе дала вам рекомендации. Главный итог: перестаньте стараться быть хорошей для других и говорите. Только через диалог решаются конфликты. Также все конфликты нужны нам для развития. Вам этой ситуации для личностного роста.
Буду Рада вашей обратной связи. Я верю, что применив хотя бы две рекомендации из моего ответа, вам станет легче воспринимать ситуацию.
С уважением, Алла Логинова.
Специалист по работе с отношениями.