Как не мучиться от чувства вины перед бабушкой? Боюсь она будет одинока без меня.

Вопрос психологу:
Здравствуйте, очень буду благодарна за ответ. Моей бабушке 64 года. Она меня воспитывала, я жила с ней. Мама занималась сначала своей жизнью, потом возненавидела меня за присутствие, в итоге, у нас сильно испортились отношения, сейчас пытаемся возродить что-то хорошее. Бабушка положила свою личную жизнь на помощь маме, воспитала меня и моих 10ти летних брата и сестру. Два года назад она поехала жить с мамой в Нидерланды и там ей очень опять же помогала. Ситуация в том, что мы с парнем начинали жить вместе год назад и бабушка попросила заселиться в ее квартиру, мы и против не были. С молодым человеком вместе три года, строим семью. Сейчас так получается, что бабушка надоела маме, она ее выгнала (мама говорит, что бабушка вечно ворчит, плохо общается с детьми), я борюсь с собой, чтобы не устроить маме скандал.. Всю жизнь бабушка ей помогала, а она ее прогнала.. В общем, вернулась бабуля домой. Сегодня третий день, как она дома. Постоянно боится "напрягать", "мешать", очень помогает, приехала будто не к себе домой, а в гости.. Меня это сильно расстраивает, я ей помогаю, старюсь, чтобы все было окей. В начале мы договорились, что поживем с ней 3 недели, ибо у нас не полная сумма для переезда. Буквально вчера она нам сказала, что можем жить с ней сколько угодно и откладывать деньги, я отрицаю это, ибо хотелось бы иметь личную жизнь и будет возможность оплачивать съемную квартиру. Бабушка очень огорчена и сказала такую фразу "мне будет скучно и одиноко". Мне так жаль( С бабушкой отношения у меня прекрасные, просто и по чувствам молодого человека понимаю, что он не совсем будет рад жить так, ибо у нас разные образы жизни, графики, в любом случае хочется личного пространства. Боюсь, что чувство вины меня сожрет, хотя считаю, что дети и родители/родственники, должны по возможности жить отдельно. Как мне поступать? Боюсь за одиночество своей бабули..
Автор вопроса: София Возраст: 20

На вопрос отвечает психолог Ди Фенца Юлиана Владимировна.
Приветствую Вас! У меня сложилось впечатление, что Вы очень любящая и заботливая внучка. Ваши переживания в таком случае вполне естественны.
Я хочу выделить несколько рекомендаций, которые помогут Вам принять верное решение.
1. Вы чувствуете очень сильную ответственность и благодарность за то, что бабушка уделяла Вам своё внимание, время и силы.
Но не стоит забывать, что ВАШЕГО решения и влияния в той ситуации в детстве не было. Было решение взрослых: взрослой бабушки и взрослой мамы (о других взрослых Вы не упоминаете). Вы, в свою очередь, принимали всю любовь и заботу бабушки, как то, что существует и то, чем Вы не управляете.
Сделайте простую технику - нарисуйте круг и разделите его на несколько частей, каждая из которых будет соответствовать человеку из Вашего детства (мама,бабушка,Вы,брат,сестра...). Сколько бы Вы дали процентов ответственности за ситуацию каждому участнику?
Если реально посмотреть на вещи, то Вашей ответственности и долга нет. Помощь бабушка оказывала Вашей маме по своему волевому решению. Тёплые и близкие отношения с бабушкой - это замечательно, но ответственность перед бабушкой Вы несёте только как взрослая внучка, как часть рода и семьи.
А если Вы проделаете вышеописанную технику с кругом и распределите всех членов семьи, которые также несут ответственность за бабушку (в качестве естественной обязанности молодых поддержать старших членов семьи, а не из чувства долга за прошлое), то обнаружите, что и Ваша мама, брат и сестра должны быть в этом круге (возможно кто-то еще).
А если Вы продолжаете чувствовать, что больше, чем другие должны беспокоиться о бабушке, то это повод обратиться к психологу и разобраться, когда и зачем Вы взвалили на себя груз чужой ответственности.
2. Если фокус внимания Вашей бабушки был направлен преимущественно на воспитание внуков, то другие сферы могли остаться без внимания, по крайней мере без должного. Поэтому внимание бабушки приковано к Вам с той же старой программой "помочь, позаботиться".
Нашим бабушкам (часто и мамам) сложно видеть нас в других ролях. Сейчас в Вашей жизни наступил серьёзный момент и Вы примеряете на себя другую роль (супруги, партнёра, хозяйки, хранительницы собственного очага). Бабушка продолжает воспринимать Вас как внучку, ребенка, она пытается быть рядом и заботиться.
Я рекомендую сместить фокус внимания бабушки на что-то другое. Это может быть домашний питомец , растения (комнатные, либо огород), это может быть какой-то РЕГУЛЯРНЫЙ досуг с её подругами, хобби. Ключ в том, чтобы переместить часть внимания, её чувство ответственности и долга на кого-то или что-то другое, требующее внимания, заботы и РЕГУЛЯРНОСТИ. Такие способы помогают не чувствовать себя одиноко и не скучать, а главное быть ЗНАЧИМОЙ И ВАЖНОЙ.
3. Не стоит на долго оттягивать серьёзный разговор. Я думаю, что Вы сможете подобрать нужные и тёплые слова для того, чтобы объяснить бабушке необходимость личного пространства и личной жизни.
Сгладить расставание можно регулярной традицией. Например, ходить к бабушке на обед по воскресеньям (можно приобщить к этой традиции других членов семьи) или ходить вместе на рынок по пятницам. Подумайте над способом уделять бабушке внимание без ущерба Вам и Вашей семье. Это уменьшит стресс и даст ощущение опоры и предсказуемости за счёт регулярности, что в такой ситуации особенно ценно .
Важно осознать, что Вы больше не ребёнок, теперь Вы управляете своей жизнью и имеете полное право создавать личное пространство.
Желаю Вам успехов!