Сны, в которых я возвращаюсь в школу.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Уже длительное время периодически снятся сны, в которых я возвращаюсь в школу, но всегда с негативными событиями. Например, сегодня снилось, как я не могу ответить на вопрос, в то время как все одноклассники справлялись с этим, даже тот человек, из-за которого в начальной и средней школе я боялся посещать занятия. Он вообще часто снится, хотя давно уже исчез из моей жизни. В этих снах я чувствую себя просто ущербным, неспособным ни на что, можно сказать тупым. Действительно, в школе я учился не очень, мне было не интересно, временами некомфортно даже сидеть на уроках из-за этой неуверенности и страха. Около 4 месяцев назад я отчислился из университета, так как этот страх усилился в разы, и я не мог ходить на пары, хотя знал, к чему это приведёт. Ходил к психотерапевту, точного диагноза, если таковой есть, он не поставил, но упомянул расстройство адаптации и выписал стрезам от тревоги (я с ней жил около года). Сейчас она стала меньше, так как необходимости ходить в вуз теперь нет. Но я понимаю, что если появятся новые обязанности, она снова вернется. Должен был быть повторный приём, но я уезжал и теперь все никак не могу собраться записаться снова. Сейчас я почти все своё время сижу дома, выходя только в магазин. Я бы хотел узнать, что это за сны, и почему именно школа начала мне сниться так часто? И вообще что со мной может быть не так?
Автор вопроса: Антон Возраст: 21

На вопрос отвечает психолог Курганская Ольга Валерьевна.
Здравствуйте, Антон! Повторяющиеся сны - признак непереработанных чувств и эмоций, которые были вытеснены и кристаллизованы (запечатаны) в глубинах психики. Про это я писала более подробно в своем предыдущем ответе на вопрос про сны, можете его прочитать.
Попробуйте ответить на следующие вопросы: Почему Вы чувствуете себя ужасно если все отвечают, а вы нет? В чьих глазах Вы больше всего боитесь увидеть оценку ? Если страшно, что учитель увидит Вас "тупым", тогда важно отметить , что учитель часто выступает проективной фигурой родителя. Тогда перед кем в первую очередь Вы боялись показаться таким (в детстве)? Какие чувства вызывают у Вас мысли о том, что вы сейчас выглядите ущербным, ни на что не способным? Можно предположить, что это гамма чувств: стыд, страх, ужас. Как Вам кажется, что стало первичным , когда впервые Вы подумали, что выглядите ущербным, не справляетесь, (другие справились, а вы нет) , и при этом стало стыдно за себя? Перед кем было стыдно (в детстве)? Кому пытались доказать свою ценность, но как казалось, тщетно? Чьей оценки вы до сих пор ждете?
Также полезно будет ответить на такие вопросы:
Чего именно вы боитесь? Если наказания, то чьего в первую очередь наказания вы так боялись? Как вас могут наказать? Что самого страшного может произойти с вами? важно определить исток и с него начинать работать над травматичными переживаниями. Скорее всего начало положено было гораздо раньше , в дошкольный период.
Насчет того почему снится школа и одноклассник - сильные переживания связаны с этими моментами, и проживаем мы их, т.к. уже приходим в школу с определёнными программамии, с определённым представлением о себе. Если я уже чувствую себя жертвой и на невербальном уровне транслирую это, всегда найдется агрессор. Это как пазл. Жертва находит агрессора, агрессор жертву.
В раннем детстве мы могли получать большое количество выгод от пребывания в позиции жертвы. Например, не отстаивая своё мнение, безропотно исполняя требования родителя, получали его одобрение. Но придя в школу мы сталкиваемся с тем, что эта позиция не приносит ожидаемой пользы. И тогда нам надо либо изменить представление о себе и целую систему убеждений или как то по другому попытаться справиться с этим (убегание, отрицание, уход в фантазийный мир и пр). Школа стала моментом столкновения с миром, и система убеждений потребовала трансформации. Если психика не смогла корректно встроить новые убеждения о мире или изменить прежние, формируется сверхценная идея, которая оберегает от внутренних противоречий. И происходит застревание: вы до сих пор там, в той ситуации и живете сверхценной идеей, бессознательно ища ей доказательства. Например, мир опасен и люди хотят причинить мне вред. Эта идея накладывается на сформированное представление о себе как о жертве и оно начинает укрепляться. Впоследствии возникает страх изменений, который защищает от "ужасающей встречи" с нашими же убеждениями. Чтобы начать менять убеждения, Вам важно переосмыслить по- новому то, что произошло, посмотреть на себя не как на жертву, а как на творца и хозяина своей жизни, с позиции ответственности пересмотреть событийный ряд, вернуть себе власть над своей жизнью и конечно же начать получать новый опыт. Важно, чтобы появилось больше, чем одна или две точки зрения на ситуацию. Чтобы это сделать, рекомендую обратиться за индивидуальной консультацией к психологу.
Попробуйте также себе честно ответить на вопросы:
Что произошло в период усиления тревоги, что в жизни изменилось? Как складывались отношения с родителями ?
Если Вы хотите разобраться и в причинах активации тревоги, необходимо понять, что конкретно явилось триггером, ее усилившим.
Благодарю Вас за обращение!