Навязчивые страхи, мысли о смерти, ОКР.

Вопрос психологу:
Здравствуйте, уважаемые психологи. Прошу Вашей помощи. Меня мучают навязчивые мысли о смерти (я боюсь смерти родных, боюсь несчастных случаев. В связи с этим непроизвольно возникают картинки подобного рода, я боюсь картинок, словно это происходит). Я много читала информации. Я эти картинки всегда перекрываю "хорошими", переигрываю сюжет, где все хорошо. Я полагаю, что у меня может быть ОКР (обсессии - мысли, компульсии - перекрывание другой картинкой, иногда хочется переделать некое действие, обязательно не подумав в тот момент "плохого"). Я, конечно, не в праве, утверждать, что у меня ОКР, ведь у меня нет образования психолога. Я понимаю, что самой трудно справиться. Ходила к психологу, но он не говорил, что у меня ОКР, про перекрывание картинок знал.
Вот я думаю, как выпутаться из этой ситуации. Жить страшно, я постоянно в ожидании опасности. У меня наблюдаются психосоматика (ком в горле, учащенное сердцебиение - почти ежедневное). Продолжается около 9 месяцев состояние (тогда случилось травмирующее событие и было три дня ожидания, я словно осталась в ожидании). Как точно писалось в одной из прочитанных мною статей, я понимаю, что все хорошо, но не всегда это чувствую. Я часто наоборот чувствую, что вдруг что-то не то.
Сейчас пойти к психологу возможности нет. Посоветуйте, пожалуйста, как мне вести себя. Я читала, что нужно действовать не так, как обычно. Я так понимаю, мне нужно не перекрывать картинки. Что мне делать с ними? Допустим, возникла картинка, я боюсь сюжета. Мне попытаться оставить ее без внимания? Это правильный путь? Кто-то советует, так сказать, довести ее до конца. Но у меня конец означает самое страшное, чего я боюсь (я даже боюсь произносить и писать слова, так или иначе связанные со смертью). В каком направлении мне двигаться? И подскажите, пожалуйста, какая методика наиболее эффективна в подобной ситуации (многие пишут про КПТ; при этом было мнение, что классическая КПТ предполагает оспаривание мыслей, а с навязчивыми мыслями, как я поняла на собственной практике и читала, спорить бесполезно).
Совет принять страхи я не понимаю, как это на практике делать, что значит принять страх и сказать ему спасибо.
Автор вопроса: Надежда Возраст: 24

На вопрос отвечает психолог Гладкова Елена Николаевна.
Здравствуйте, Надежда!
Очень бы хотелось обрадовать Вас информацией о том, что с подобными проблемами можно разобраться легко и просто, используя какую-нибудь 100%-ю методику, но сделать это не могу! И не потому, что считаю невозможным это в принципе, а потому, что знаю, насколько нелегко уходят подобные симптомы из жизни человека одними сознательными усилиями, а только их, обычно, не хватает.
Начну с того, что страх смерти свойственен человеку, как только он осознает конечность своего бытия. Он может усиливаться или уменьшаться с развитием, а может спонтанно захватывать сознание и становится сверхценной идеей и мешать нормальному течению жизни. И причин для этого множество! Но все они, так или иначе, связаны с столкновением с потерей кого-то неожиданно или, что называется, безальтернативно, без понимания, принятия и осознания такой потери.
Так или иначе, повторяющиеся сцены, мысли или действия, у которых похожи сюжеты, исходы или ответные реакции можно назвать ОКР. И то, что подобные мысли, сцены или страхи связаны именно со смертью, скорее закономерность, нежели исключение, поскольку именно избегание наказание за что-то или от кого-то и запускает сам механизм самого большого страха такого наказания – страха смерти. И магическое мышление, связанное с фантазийным избеганием подобного наказания, отменой его вообще в реальности, пусть даже и только психической, не всегда дает пролонгированный эффект. Поэтому картинки могут становиться все более угнетающими, а ритуальные картинки, отменяющие действие первых или призванные снизить страх перед ними все более сложными конструктивно и все менее эффективными в действии. И несмотря на то, что ОКР достаточно хорошо поддается коррекции с помощью КПТ и прочих «обучающих» терапевтических направлений, осложненное страхом смерти оно все равно требует достаточного времени и усилий на борьбу с его проявлениями.
Конечно, психотерапия или работа с психологом в этом случае не просто рекомендована, а даже необходима именно для ускорения процесса избавления от подобных симптомов. Но и способы снизить влияние этих симптомов на жизнь тоже есть и их достаточно много.
Большая часть из них, так или иначе, связана с медитативными практиками, специальными дыхательными упражнениями, поскольку все они направлены на восстановление лучших связей между сознанием и телом, взятием под контроль тех или иных импульсов, которые появляются как результат проявления подобных страхов в виде приступов ПА, дезориентации, деперсонализации.
Однако, не исключается и встреча со своими страхами, что называется, лицом к лицу, когда человек сознательно идет навстречу им и пытается проанализировать те последствия такой встречи ка в своем сознании, так и для своего телесного, исследуя места реакций и проявлений страхов в теле, в конкретных местах, с конкретными ощущениями.
Еще хорошо справляется со снижением тревожности таких состояний такой способ, как нейрографика, когда тревожность простыми и доступными способами «выплескивается» на листе бумаги и «прорабатывается» по определенной методике. Способы арт-терапии также помогают снижать силу реакций, возникающих при подобных симптомах. Сюда можно отнести все виды рисования, любую двигательную терапию, лепку- все это помогает через телесные действия снизить психическую напряженность.
Но смыслом работы в подобной терапии страха смерти все равно будет выявление первопричины его возникновения, изменения своего отношения к страху с иррационального, мешающего разглядеть другие выходы из сложных ситуаций жизни, на рациональное – понимание самой такой возможности в жизни и принятие того факта, что конечность свойственна всему в этом мире. И по ходу такого осознания пробуждение желания наполнить тот отрезок жизни, который есть у каждого из нас от момента рождения до момента смерти событиями, которые позволят ощутить всю прелесть жизни и ее возможности.
Понимаю, что слишком философские понятия вошли в мои размышления! Но без понимания глобального иногда сложно принять частности, касающиеся именно конкретного человека.
Так что ищите возможности и меняйте свою жизнь в том направлении, которое кажется Вам более достойным времяпровождением в этом мире больших возможностей.
С уважением, Елена Гладкова