Я устал от постоянных стрессов.

Вопрос психологу:
Здравствуйте, даже не знаю с чего и начать, это будет история полная как хорошего и светлого, так и боли и разочарований которые в конечном итоге привели меня к моему текущему состоянию. Началось всё в детстве, когда я ещё ходил в школу, там я был что называется "белой вороной", тогда ещё в 90е годы (хотя я думаю и сейчас мало что изменилось) в школе процветал так называемый "культ силы" где слабого и эмоционального всегда унижают. Я всё это терпел 9 лет, родителям особо не жаловался, что они могли сделать.. я должен был быть сильным и сам себя защищать.. учился я плохо, за что мне попадало и от родителей тоже, да какое тут учится хорошо, всё что меня заботило когда я шёл на уроки - будут меня сегодня унижать или нет. В конце я стал очень тихим.. наверное это и стало началом, всего этого кошмара, который переполнил моё сердце и душу ненавистью к этому обществу. Почему я виню других, а не себя чуть позже.
Далее после школы (+ ещё 2 года 10-11 класс в вечерней школе где я учился среди уже откровенного быдла, опыт издевательств позволил мне вытерпеть и этот период) я поступил в университет, дело в том что в моём городке был филиал республиканского вуза, там было всего 2 факультета юридический и программистов - ну я в общем пошёл на юриста, начался мой светлый период в жизни. Какое же было мой удивление что надо мной никто больше не издевается, я могу спокойно ходить на перерывах по классу и коридору и меня никто не трогает. Это было такой огромной разницей после школы, может это показаться странным но я перестал быть совсем уж белой вороной, по крайней мере от своего принципа сидеть тихо чтобы на меня не обращали внимание я отвык наверное где то через полтора года учёбы. В общем в моей жизни была цель, и какая то ясность.
Дальше был следующий период в моей жизни, который наверное сильнее всего повлиял на моё восприятия себя как личности и общества в целом - армия. Дело в том что у меня была в общем то возможность от неё откосить, но делать я этого не стал, так как для карьеры юриста она нужна, да и что там какой то год службы.. ох как же я ошибался, а может быть это открыло мне глаза.. в общем наверное то и то. Скажем так мои отношения с сослуживцами испортились из за мелочей, ну не знал я что если "дедушке" не найти сигареты тебя сделают "вечным духом" или что то типа того, я уже сейчас и не помню. В общем началась моя травля и самое плохое начали настраивать против меня мой же призыв.. а самое плохое в том, что в школе у тебя хотя бы есть выходные, в конце концов можно было прогулять уроки, а тут ты не можешь себя защитить, не можешь никуда сбежать и этот кошмар казался бесконечным. В конце концов конфликт дошёл до того что я в один день отказался выполнять их приказы, за что меня избили в живот и я порезал вены в туалете. Офицерьё видимо испугавшись этой ситуации отправило меня в госпиталь.. в Ярославль (служил я если что в Череповце).. это была осень 2011 года, года когда я стал другим. Там я пробыл не долго, потом меня отправили в психушку, кстати она мне после части показалась просто курортом, мне с её пациентами было в разы приятнее общаться, один даже стал моим другом и мы общаемся до сих пор. Ни сколько не жалею о том что побывал там, нуу и где то через месяц меня комиссовали по статье 18.б, на карьере юриста был поставлен крест, но мне было уже всё равно, я был счастлив что еду домой, родители отнеслись к этому спокойно, они даже помогли с оборотом документов, отвезли пакет из Ярославля в Москву чтобы меня поскорее уже комиссовали и отпустили домой. Последний день я помню как сейчас это было 11 ноября, Череповец, шёл снег - я у ворот части забирал документы (кстати в психушку меня отпустили с родителями и я ехал на машине, а не с офицером из части), тогда мои "деды" шли мимо мести снег, им до дембеля оставался ещё месяц.. попытались разумеется оскорбить меня и напомнить мне какой я "опущенный" на что я им сказал что теперь они для меня просто скот и их мнение мне не интересно, ударить меня они не посмели и мне было приятно наблюдать их перекошенные от злобы лица.
Потом был период отдыха, родители тогда ещё не испытывали финансовых трудностей и я в общем то мог не работать. Мне было 23 года.. я играл сутками в онлайн игры, сидел до утра.. спал как хотел в общем наслаждался тем что теперь меня никто не стрессует и всё в общем то хорошо. Так продолжалось наверное года 2, разумеется вопрос с поиском работы рано или поздно бы встал и оттягивать его решение вечно я не мог. Да вы скажите стыдно сидеть на шее у родителей.. но боже это ведь так приятно.
И начался следующий период в моей жизни - поиски работы. Первая попытка найти мне работу заключалась в том,что родители сняли мне квартиру (причём не плохую) в Питере и дали с собой 100 тыс рублей на первое время, мол езжай в большой город и там ты точно что то найдёшь. Я не смог сразу этого понять, но пробыл в Питере я 3 дня, испытывал непреодолимое желание всё бросить и уехать.. просто какую то паническую атаку, про поиски работы я забыл, сидел плакал.. в общем уехал к себе в город за 300 км на такси люкс класса, потратив из 100 данных мне тысяч 45 на такси.. думал покончить с собой, так как, ну я понимал что провалил неплохую попытку сделать старт, да и убьют меня за поездку домой на бентли с личным водителем .. мне до сих пор за него стыдно. Однако мои родители к моему удивлению не стали меня ругать, а с поиском работы отстали от меня где то на пол года. В итоге я нашёл работу, которая полностью соответствовала моим ожиданиям и не вызывала у меня стресс и панические атаки.
Моя 1я работа была заключалась в том что я был диктором местного городского телеканала (позже я стал заниматься прокатом рекламы), да да в моём городе есть кабельная телекомпания со своим каналом и студией. Нашёл я её случайно, в 2017м году, до этого я отсылал резюме во всякие там магазины электроники, но веде был отказ.. что меня крайне огорчало, вот реально за наверное года 2 поисков везде были только одни отказы, а самое обидно было то, что они даже причину не говорят.. может быть это из за армии, а может ещё из за чего. Но в конце концов я нашёл работу, которую я полюбил, но которая имела 2 недостатка 1й она довольно низко оплачиваемая, 2е она не стабильна, всё зависит от заказав на рекламу.. и когда их нет, это вызывает у моей матери желание пострессовать меня поисками новой работы, доводить меня до истерик.. да для меня истерики со слезами с годами стали обычным делом.. ещё я бью себя по руке что на ней остаются синяки.
Сегодня всё стало совсем плохо - уже как с весны 2019 года нет заказов на рекламу и нет работы, летом я устроился работать в кафе.. но не выдержал нагрузки + конфликт с коллегами работу я бросил, лето просидел без работы. Осенью родители нахапали кредитов на ремонт автомобиля, но не рассчитали свои возможности, что ещё сильнее ухудшило положение.. мне был поставлен ультиматум найти работу.. и я её нашёл.. в "пятёрочке" продавцом-кассиром. В неё меня удивило сразу 2 вещи 1я на меня не агрится коллектив, не смотря на мою внешностью кстати о внешности - я довольно худой, женоподобный если так можно выразится и у меня длинные синие волосы, многие считают что я голубой, хотя я скорее асексуал. Но коллектив попался хороший и толерантный ко мне.. 2я вещь - на меня не агрятся клиенты магазина.. даже от алкоголиков я не слышал никаких оскорблений.. казалось бы вот оно решение проблем, вот тебе работа, которую ты можешь выполнять. Но увы нашлась проблема - график работы 12ть+ часов в день 2/2.. первые 2 смены я выдержал, на 3й я уже обсчитался на кассе на 1000 рублей, я не успевал отдохнуть. + ещё конфликт с матерью, когда я сказал ей что мне тяжело, она сказала что и слышать ничего не хочет. Потом истерика.. потом я заболел (поднялась температура и насморк) и вот я уже снова безработный. Я продержался там чуть больше недели.. был бы график 2/3 или не более 8ми часов в день.. я бы спокойно смог бы работать продавцом магазина, но не 12ть. Вечером был очередной скандал.. я не знаю что мне делать.. я так устал от этих вечных поисков работы, от ругани с родителями, я больше всего на свете хочу чтобы от меня отстали.. Ведь за всю свою жизнь я видел так мало понимание и так мало хорошего от людей... разве я виноват в том что я слабый и эмоциональный человек? разве я виноват в том что я не такой как все? Я устал и запутался.. а решение проблемы одно - но мне так страшно и я не хочу оставлять своих родителей.. своих котов.
Автор вопроса: Neko Возраст: 31

На вопрос отвечает психолог Башкатов Николай Николаевич.
Здравствуйте!
С интересом прочел Ваше повествование о своей жизни. Свой ответ начну с приятного. Вы, хотя и коротко, но довольно таки ясно изложили существо Вашей проблемы. И то, что Вы разделили свой жизненный путь на этапы, каждый из которых, по вашему мнению, вносит свой вклад в Ваше нынешнее состояние, говорить о серьезной попытке проанализировать ситуацию. А это первый и немаловажный шаг к тому, чтобы ее исправить. Ведь главное в этом вопросе осознание того, что существует некоторая проблема, в которой Вам самому затруднительно разобраться. Раз уж Вы самостоятельно добрались до этого момента - осознания проблемы и полны решимости продолжить этот путь, я постараюсь Вам в этом помочь.
Так как мы с Вами не знакомы, я вынужден опираться на Ваше описание, на собственные ощущения, жизненный опыт и на некоторую теоретическую базу, которой я располагаю.
Начну с общих впечатлений. Ваш рассказ пронизан некоторым "эгоцентризмом". Чтобы Вам было понятней, это когда человек склонен думать, что весь мир создан для него и должен вокруг него вертеться, подстраиваясь под него, под его характер, под его особенности, под его "капризы". Подобная жизненная позиция формирует в человеке определенные черты характера, которые, в свою очередь, влияют на его представления об окружающем мире и о самом себе в этом мире. И, опираясь на эти представления, человек выстраивает свои взаимоотношения с миром. Так как внутренний мир человека и внешний мир неразрывно связаны, они оказывают взаимное влияние друг на друга. И если упростить это взаимодействие до предела, то можно сказать, жизнь человека, его поведение - есть реагирование на какие-то внутренние и внешние стимулы. Но человек живет не просто в какой-то внешней физической среде, он живет в среде социальной, благодаря которой он, собственно, и становится человеком. И поэтому реакции человека на эти стимулы (будь то естественные биологические потребности либо социальные) должны подчиняться определенным правилам, принятым в данной социальной среде. Совершенно естественно, я думаю, для Вас это не секрет, что внешний мир не может удовлетворить буквально всякую потребность человека в каждый конкретный промежуток времени. Поэтому, чтобы избежать хаоса, человечество выработало механизмы регулирования поведения. Существуют внешние и внутренние механизмы. К внутренним можно отнести нравственные нормы саморегулирования, которые передаются человеку в процессе социализации (воспитания). К внешним можно отнести воспитание, образование, религиозные учения и, наконец, правовые нормы. В основе механизма регулирования лежит всем хорошо известный принцип "кнута и пряника", т.е. поощрения и наказания. Внутренне этот принцип проявляется в виде субъективных переживаний удовлетворенности (ощущение спокойствия, счастья, уверенности и пр.) и неудовлетворенности (угрызения совести, чувство вины, ощущение тревоги и т.п.). Внешне это проявляется, на нравственном уровне - в виде одобрения - неодобрения со стороны окружающих, на правовом уровне - в виде различного рода наказаний (санкций) со стороны регулирующей инстанции государства.
В Вашем обращении часто употребляется слово - стресс. Я думаю, это не случайно. На интуитивном уровне Вы "львиную" долю Ваших жизненных проблем отдаете на откуп именно этому "зверю". И надо сказать, что действительно интуиция Вас не подводит. В самом деле стресс является причиной многих проблем. Особенно в наш век стремительных скоростей и бешеного потока информации стресс сталь бичом человечества. Но, для того, чтобы бороться с этим "зверем", давайте поближе с ним познакомимся, подробней рассмотрим, так сказать, его "анатомию".
Жизнь, как известно, это постоянное движение, без которого она просто невозможна. Всякое движение неизбежно порождает какие бы то ни было изменения. Всякое же изменение извне порождает изменения изнутри. Это обстоятельство требует от организма постоянной "подстройки" к изменениям внешней среды, что называется - адаптацией. Именно этот самый процесс адаптации и связан со стрессом. Поэтому представить себе жизнь без этого феномена просто невозможно. Разве что в лабораторных условиях, в какой - нибудь пробирке.
Стресс, психологически имея определенную эмоциональную окраску, призван мобилизовать энергетический потенциал организма для реагирования на внешние вызовы. Физиологически такой энергетический всплеск порождается выбросом в кровь адреналина. Психологически человек в такой ситуации встает перед выбором между двумя вариантами, которые образно можно выразить - "сражаться или бежать". Причин (факторов) возникновения стресса огромное количество. Это зависит как от внешней среды, так и от особенностей организма и свойств личности. Подробно на этом останавливаться не буду, если Вам интересно Вы сами можете легко найти информацию по этой теме.
Что здесь будет полезно из вышесказанного относительно Вашей ситуации, так это то, что та самая мобилизованная энергия организма требует обязательного выхода (израсходования). Если этого не происходит, то она имеет свойство накапливаться, приводя к различным нарушениям жизнедеятельности организма на различных уровнях - от физического до психического. Что может проявляться в слабости, болезненности, раздражительности и пр.
Теперь, после этого короткого экскурса в силы природы давайте вплотную подойдем к Вашей ситуации.
Итак, Ваши жизненные наблюдения можно разбить на три этапа: школьные годы, институт, армия.
В каждом из них обратим внимание на то, как Вы реагируете на стрессовую ситуацию. Начнем со школы.
Вы пишите: "в школе процветал так называемый "культ силы" где слабого и эмоционального всегда унижают.". Да, в этом есть правда, к сожалению. Но разве найдется где-либо в мире школа, в которой не было бы таких проблем? Разве что в наших утопических фантазиях. Так, что это явление распространенное и поэтому, можно сказать, естественное. И связано это в первую очередь не с какой-то конкретной социальной средой, а с возрастными особенностями детей, подростков. Этому возрасту свойственна кипучая энергия растущего организма, которая находит выход в том числе и таким асоциальным способом. Мы подошли к важному моменту, на который хотелось бы обратить Ваше внимание. Вы пишите: "В конце я стал очень тихим.. наверное это и стало началом, всего этого кошмара, который переполнил моё сердце и душу ненавистью к этому обществу". Т.е. это можно объяснить тем, что из двух вариантов реагирования Вы выбрали второй - "бежать". Но "бегство" от ситуации не всегда означает это в буквальном смысле. От неё можно убежать внутрь, в мир иллюзий и самообмана. И Вы очень точно подметили этот момент - "... наверное это и стало началом, всего этого кошмара ...". Это значит внутри вас "живет" эта ситуация, некогда породившая всплеск энергии, которая так и не нашла выхода. Она осталась там, застряла в лабиринтах вашей памяти, и постоянно ищет выхода. А Вы ее не "выпускаете", постоянно запирая в этой "темной" комнате Вашего прошлого. А ведь это самое простое обстоятельство вынуждает Вас постоянно совершать одни и те же ошибки, и потом все время искать оправдание своим необдуманным поступкам, вместо того, чтобы просто признаться себе, что когда-то Вы просто струсили. И вместо того, чтобы адекватно отреагировать на "агрессию" — хотя бы просто поделиться с кем-то этим, Вы замкнулись в себе, "сбежали" от ситуации, канализировав эту неистраченную энергию в ненависть ко всему обществу.
Взгляните еще раз на свой жизненный путь. Ситуация ведь повторяется каждый раз, каждый раз воспроизводится до мелких деталей с одним и тем же результатом. Школа-армия-рабочий коллектив. Единственным исключением является институт. Хотя и тут ситуация туманна. Насколько я знаю, успевающим студентам предоставлялась возможность закончить учебное заведение - так называемая отсрочка, при условии соблюдения формальных процедур. Но Вы, почему-то, выбрали иной путь. Возможно — это тоже была попытка «бегства». Но это мои догадки.
Подумайте, почему ситуация повторяется? Может быть, потому что однажды поддавшись своему страху, Вы сами превратили этого "карлика" в "монстра", который навязывает Вам свое видение мира и диктует свою волю. И теперь этот "монстр" отнимает у Вас всю энергию, заставляя бежать от самого себя и направлять агрессию, которую Вы испытываете в отношении этого "монстра", против себя самого.
Вы поймите, в основе того, что в обществе принято называть трусостью, лежит страх. И трусость - это не просто присутствие страха, а "победа" страха над волей. Все люди подвержены этому чувству - страху, и к сожалению, не всегда человек может с ним справится. Поэтому Вы в этом случае не исключение.
Я думаю, Вам нужно перестать бегать от самого себя, выпустите этот "энергетический нарыв", посмотрите в глаза этому "монстру", не позволяйте ему брать верх над Вашей волей. И вы увидите как этот "всемогущий монстр" на Ваших глазах станет превращаться в "ничтожного карлика", который больше не сможет быть преградой между Вашим внутренним миром и реальностью. Ваше восприятие мира изменится, а Ваше взаимодействие с ним станет гораздо адекватнее — Вы поймете, что не стоит избегать чужих советов, особенно советов людей, которых Вы хорошо знаете и которые Вас любят. Избавившись от этого груза, у Вас освободится огромное количество жизненной энергии, которую, я надеюсь, Вы найдете куда употребить с пользой для Вас и Ваших близких.
Удачи Вам!