Что делать, чтоб не бояться крови?

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Боюсь крови, иголок и процедурного кабинета. Начинает трясти, перехватывает дыхание, слёзы ручьём, могу потерять сознание. Беременна, анализы часто сдаю, но ничего со страхом не могу сделать. Мама тоже боится вида крови , и брат тоже. С возрастом это не проходит. Если начинаю читать какую-то литературу и там есть слово кровь, рана или подобное, сразу кружится голова, перехватывает дыхание, хотя я это не представляю даже. Дома перед сдачей анализов настраиваюсь на то, что я ношу малыша, что мне это надо. Но как только вижу больницу, начинается паника, вспоминаю боль, которую я испытываю каждый раз. В последний раз медсестра не хотела меня класть на кушетку при большом заборе крови, говорила, что откачивать меня некому, довела меня до истерики. Думаю, что и это наложило существенный отпечаток, а мне идти к ней опять через две недели на большой забор крови из вены. Пробовала с собой в кабинет брать мужа, но это не помогло, мне себя ещё больше жалко, когда он меня успокаивает и говорит, чтоб потерпела. Муж меня пытается поощрить после таких процедур, хвалит за то, что я это выдержала, покупает что-то вкусное, прям как с маленькой носится, а я плачу и плачу. Плохо становится даже тогда, когда смотрю на свои заживающие вены, на эти синяки. Как мне перебороть этот страх перед процедурным кабинетом? Помимо этого кабинета теперь боюсь и эту конкретную медсестру, она если меня видит в коридоре, то смотрит на меня пронзительно и даже не здоровается. Надоела эта беспомощность. Стыдно очень , но слёзы и панику остановить не могу.
Автор вопроса: Анна Возраст: 27

На вопрос отвечает психолог Гладкова Елена Николаевна.
Здравствуйте Анна!
У любых страхов есть свои «естественные» причины. Одни поддаются рациональному убеждению и вытеснению легче, другие сложнее, но в большинстве своем они родом из детства и могут быть обузданы сознанием человека и социальной необходимостью.
Что касается страхов врачей и врачебных процедур, то этот страх можно считать «наследственным», поскольку он очень часто передается в семье от одного поколения другому и если изначально мог быть вызван слабым представлением о возможностях врачевания и его последствиях, то в дальнейшем мог закрепиться на «условном» уровне с приобретением собственного травматического опыта, а это иногда обосновано особенностями наших услуг данного рода и его «специалистами». Все это можно и нужно анализировать как самостоятельно, так и при участии специалистов психологического профиля.
Еще этот страх очень часто связан со страхом смерти, который так опосредовано проявляется у человека: кровь=потеря ее=смерть. Увиденная ли авария с большим количеством крови и смертельным исходом, последствия травм разного характера, которые сопровождались обильным кровоизлиянием и переживания за пострадавших, страхи, связанные с собственным опытом «кровавых» травм и переживаний по этому поводу – все это может со временем проявиться таким «букетом», в котором рациональное отходит на второй или даже десятый план, а страх смерти поднимает голову и диктует свои ответные реакции на подобные видения, мысли, действия.
Страх манипуляций, связанных со сбором анализов, еще может быть последствием низкого уровня доверия к окружающему миру. Сложно доверить кому-то самое ценное, что у тебя есть – жизнь, если нельзя верить никому и кругом одни враги. Я, конечно, утрирую, но бессознательное руководит именно из таких позиций всеми сознательными действиями человека, иногда просто не допуская его к своей продвинутой «логике».
Что делать?
Конечно, разбираться с причинами, которые привели к подобному именно в случае Вас и Вашей семьи. Психотерапия этому очень способствует, позволяет расширить границы доверия к окружающему миру и позволит найти способы справляться со страхами и тревогой, связанными с Вашей проблемой.
Но это точно не на раз-два!
Хотя могу порекомендовать попробовать начинать осваивать осознанное дыхание как способ справляться со страхами и стрессами в сегодняшних условиях. Это просто и Вам пригодится уже при подготовке к родам. Смысл такого дыхания – это контроль за ним без отвлечения на другие внешние факторы. Вдох всегда короче выдоха. Допустим, вдох на раз-два, выдох на раз-два-три-четыре. Можно использовать задержки дыхания. Этом случае время задержки можно делать равным вдоху или выдоху, но выдох все равно длиннее вдоха. Оптимально, когда на этом процессе Вы сможете «сконцентрироваться» настолько, что действия типа забора крови или другие манипуляции будут вообще вне зоны Вашего внимания. Для начала можно просто отводить взгляд от этого процесса, но здесь может плохо повлиять уровень доверия и желание контролировать сам процесс. Но если Вы все-таки сможете подкорректировать его хотя бы до уровня «довериться специалистам» в этом вопросе, то дальнейшее будет немного легче делать. Можете поговорить с Вашим лечащим врачом о смене сестры, которая делает процедуры конкретно Вам, В конце концов, это Ваше право и тревожное состояние беременных только усугубляет их другие страхи и это нормально, сказать об этом своему врачу.
Но это все равно не исключает работу по исследованию причин возникновения подобных страхов и способов с ними справляться помимо дыхательных практик. Но это всегда на Ваше усмотрение и Ваша зона ответственности за себя и, кстати, за своих будущих детей. Ведь в Вашем страхе доля родительских переживаний точно имеется. А вообще работа с тревожными расстройствами, а этот вид фобии относится именно к ним, сегодня достаточно эффективна и дает положительные результаты. Главное, подобрать именно для Вас тот способ и форму работы, которая станет наиболее эффективной именно для Вас.
С уважением, Елена Гладкова