Страх умереть, страх заболеть серьезной болезнью.

Вопрос психологу:
Здравствуйте, в последнее время я стала панически бояться смерти и мне кажется я скоро умру.....я стала выискивать у себя болезни, и если что-то вдруг где-то кольнет то все у меня паника что это рак или какая нибудь другая смертельная болезнь, я ужасно боюсь заниматься спортом в фитнес- клубе, потому что мне кажется что я там умру от остановки сердца. 10 лет назад я переболела туберкулезом легких, болезнь я победила, но теперь каждый год делаю снимок для себя, и вот сделаю снимок результат в норме, проходит месяца 2 и я постоянно начинаю думать а вдруг за 2 месяца что то уже произошло и болезнь вернулась снова. Работаю бухгалтером, каждый день стрессовые ситуации, но вроде адаптировалась к ним. Забываю обо всем только когда рядом с мужем или с ребенком в выходные. Стараюсь вести здоровый образ жизни, но если позволю себе выпить спиртного или выкурить сигарету, я себя съедаю. Мне уже все кажется вредным и опасным для жизни. Услышу что кто-то умер в моем возрасте или моложе и охватывает ужас что и меня может постигнуть та же участь..... или моего ребенка. С каждым днем все сложнее и сложнее, морально и физически....Слабость и нет сил....прислушиваюсь ко всему происходящему в организме. А может я сошла с ума?
Автор вопроса: Анна Возраст: 37

На вопрос отвечает психолог Мололкина Светлана Владимировна.
Здравствуйте, Анна. Могу вас заверить, что от ПА еще никто не умер. Да, очень сложно жить, когда страх смерти блокирует здравый смысл и границы реальности и вымысла стираются, энергия уходит на сопротивление этому состоянию, ничего не радует. К сожалению, у многих людей, (независимо, мужчины это или женщины) при наличии повышенной тревожности еще с детства (плохо засыпали, боялись сделать что-то не так, задать вопрос взрослым) и т.д., во взрослой при возникновении неожиданной стрессовой ситуации начинаются ПА. Кого-то больше изводит неопределенность, кого-то красочные картины самого страшного, что может случиться, которые он (она) рисует в своем воображении.
А теперь, Анна, давайте попробуем мыслить логически - то, что вы бухгалтер, большой плюс, т.к. Ваша профессия развивает навыки системного анализа.
1. Чем ПА отливаются от нормальной тревоги, появляющейся в момент опасности? Тревога = ситуации и по своей силе адекватна ситуации. А ПА? Это страх в НЕОПАСНОЙ ситуации. На самом деле , когда опасности нет в принципе, а тревога в этот момент зашкаливает, следовательно - это лишь иллюзия опасности. Поэтому, Анна, как только начинает нарастать тревога - сразу задавайте себе мысленно вопрос - какое отношение это имеет к действительности? И раскручивайте эту цепочку, пока последний аргумент не доведете до полного абсурда. Это должно стать привычкой, которая в процессе регулярных тренировок полностью заменит старый тип размышлений (как бы чего не случилось) на новый и более адаптивный.
Давайте рассмотрим к примеру страх смерти и годовой бухгалтерский отчет. Да, умирать страшно, ибо это таит в себе неизвестность. И да, люди смертны и это не тайна. Кто-то умирает сразу после рождения, а кто-то после 100 лет. Нам не дано знать заранее, когда это случиться, именно поэтому нужно жить здесь и сейчас, не зацикливаться на том что и как будет в будущем, ибо мы формируем его в настоящем. Сегодня. А сегодня, Анна, у вас есть семья, ребенок, муж и работа. Это огромный ресурс. И раз Вы смогли получить образование, справляетесь с такой сложной и ответственной работой, следовательно Вы, Анна, умеете преодолевать трудности и в случае непредвиденных обстоятельств - обязательно справитесь! У вас уже есть этот навык, Вам нечего бояться. Как к примеру, годовой отчет - год на год не приходиться, иногда систематизировать данные получается быстро, а иногда, потерянный рубль или копейка выматывают нервы и приходиться все перепроверять несколько часов, а то и дней. Но...все решаемо, от того что отчет сдан не с первого раза - никто не умер, как говориться - рано или поздно он будет сдан. Постарайтесь, Анна, относиться к некоторым событиям в жизни, как к бухгалтерскому отчету и не впадать в панику.
Но если все же паника настигла, представьте мысленно безопасное место, где Вам хорошо и спокойно (возможно, это дом бабушки в деревне, или любимое место в лесу , у озера, на море и т.д.) и как только чувствуете тревогу, мысленно перенеситесь туда, почувствуйте приятный запах, представьте на ощупь, постарайтесь услышать звуки и медленно нормализуйте дыхание, постарайтесь расслабиться и дышать животом, отслеживайте вдох и выдох, до полной нормализации пульса и дыхания. Потренируйтесь, когда приступа ПА нет, что бы отработать этот навык.
Желаю вам справиться со своей тревогой, Анна, и радоваться каждому мгновению своей жизни.
Если понадобиться индивидуальная консультация онлайн, мой ватсап есть в контактах, буду рада помочь.