Паническая атака после ссоры.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Не могу избавиться чувства вины. У меня боязнь, что после давней ссоры мне может написать подруга, разворошив все прошлое опять. Я понимаю, что поступила ужасно, что делала плохие вещи и мне нет прощения, но я боюсь этого сообщения. Я не хочу ради этого менять номер и тд, но у меня панические атаки, что я не могу нормальное спать. Я жду этого сообщения как второго пришествия. Не могу себе простить, но не могу и отпустить. Понимаю, что от чувства вины только мне хуже, ведь оно никому не поможет. Меня уже никто не простит, но смириться я тоже не могу. Помогите пожалуйста, что делать, я с такими темпами сойду с ума . Мне картина ссоры вечно перед глазами, а от успокоительного скоро будет аллергия.
Боюсь потерять работу из-за этой раны. Во время скандала я пыталась извиниться, но меня никто не слушал. Я попробую написать письма, но не отправить их. Напишу так, вроде как буду отправлять. Это ж психологический трюк. Но больше всего я боюсь того сообщения. Скоро дырку сделаю в телефоне, вечно его включая в страхе. Помогите пожалуйста.
Автор вопроса: Ольга Возраст: 30

На вопрос отвечает психолог Мачнева Мария Сергеевна.
Здравствуйте, Ольга!
Спасибо за Ваше обращение. Звучит так, что Вы во многом сами усиливаете свою тревогу, постоянно ожидая неприятного сообщения и считая, что произойдет нечто ужасное, если Вы его все же получите. Давайте разберемся в этой ситуации и попробуем взглянуть на нее чуть более объективно.
Вы пишете, что ссора с подругой произошла давно - пыталась ли она как-то связаться с Вами с того момента? Если нет или, например, если Ваша подруга писала Вам поначалу, но потом перестала, то почему Вы решили, что она собирается Вам написать сейчас? Вы ведь не просто думаете, что такое возможно, а практически ожидаете того дня, когда это уже наконец произойдет. Почему Ваша подруга должна Вам сейчас написать? Зачем ей это может внезапно понадобиться? И если предположить, что по какой-то непонятной причине Ваша подруга все же напишет Вам, то что в этом будет такого ужасного для Вас? Что настолько страшного может произойти после того, как Вы получите это сообщение, которого Вы столь сильно боитесь? Есть что-то, что внезапно и бесповоротно изменится от этого в Вашей жизни? И что, наоборот, останется без изменений?
Из Вашего описания ситуации, у меня сложилось впечатление, что ничего страшного и непоправимого все же не произойдет, если вдруг Ваша подруга неожиданно и напишет Вам - например, Вы не лишитесь из-за этого работы или средств к существованию, не останетесь без места жительства, не попадёте в тюрьму, не умрете (хотя Вам и может так казаться, если Вы испытываете очень сильную тревогу) - правильно? Что будет самое плохое, что с Вами может произойти в такой ситуации? И действительно ли Вы не сможете с этим справиться? Скажем, если Вы опасаетесь, что Вас захлестнут сильные негативные эмоции, то подумайте о том, что Вы уже их испытываете. Вы уже терзаете себя чувством вины и испытывайте очень сильный страх, постоянно подливая масла в огонь своими непрекращающимися переживаниями и тем самым лишь ухудшая свое состояние. Что может стать еще хуже?
Вы совершенно верно отметили, что Ваше чувство вины лишь заставляет Вас страдать, ничем не помогая улучшить сложившуюся ситуацию. Какие бы ужасные поступки Вы ни совершили, они в любом случае уже остались в прошлом, и это прошлое никак не изменить, сколько бы Вы о нем ни думали и ни переживали. Вы говорите, что Ваша подруга Вас уже никогда не простит и что Вы пробовали извиниться, но она не хотела Вас слушать во время конфликта. Да, так часто бывает, когда люди ругаются и испытывают сильные негативные эмоции - они просто не готовы услышать другого человека. Если Вам очень хочется, Вы бы могли попытаться самостоятельно связаться с подругой сейчас, когда эмоции после ссоры уже немного улеглись, и еще раз извиниться. Однако это не гарантирует того, что Ваша подруга Вас простит. Но, на мой взгляд, Вас не столько терзает тот факт, что Ваша подруга не приняла Ваши извинения, сколько то, что Вы сами не можете себе простить того, что Вы сказали или сделали. Поэтому в первую очередь Вам стоит постараться простить саму себя. Вы уже никак не измените того, что Вы совершили в прошлом, однако Вы можете извлечь из этого полезный урок на будущее и больше так не поступать впредь. А тот факт, что Вы теперь мучаете себя чувством вины, никак не поможет Вашей подруге почувствовать себя лучше, не исправит того вреда, который Ваши поступки могли ей принести, и не искупит Вашей вины - Ваша подруга ведь даже не знает, что Вы продолжаете так сильно переживать из-за этой ссоры. По сути, Вы постоянно наказываете себя за нечто совершенное в прошлом, но для чего Вы это делаете? Чего Вы пытаетесь этим добиться? Вы ведь сами говорите, что прошлое этим не изменить. Постарайтесь вместо этого сосредоточь свое внимание на настоящем: чему Вы можете научиться в сложившихся обстоятельствах? И что Вы можете сделать по-другому в следущий раз, чтобы избежать повторения такой ситуации в будущем?
Наконец, хочу предложить Вам дыхательную технику, которую можно использовать при сильной тревоге. Поначалу Вам может быть непривычно дышать таким образом, поэтому лучше потренироваться использовать эту технику, находясь в спокойном состоянии, а уже потом применять ее для снижения уровня стресса при сильном страхе. Для начала Вам нужно научиться дышать с помощью живота, а не груди. Для этого положите одну руку на грудь, а другую - на живот и постарайтесь дышать таким образом, чтобы на вдохе Ваша рука на животе немного приподнималась, а на выдохе опускалась обратно. Попробуйте представить, что Ваш живот - это воздушный шарик, который на вдохе наполняется воздухом и увеличивается в размере, а на выдохе сдувается обратно. При этом рука на груди должна оставаться практически неподвижной все это время. После того, как Вы освоите такое диафрагмальное дыхание, Вам нужно будет постепенно увеличить длину выдоха таким образом, чтобы он стал в 2-3 раза длиннее вдоха. Для этого вдохните с помощью живота, а на выдохе сложите губы трубочкой и представьте, что Вы медленно выдыхаете через соломинку для коктейля. Потом еще раз вдохните и повторите такой цикл «вдох-выдох» 5-10 раз, после чего оцените, изменилось ли что-то в Вашем состоянии.
Ольга, надеюсь, что со временем у Вас получится простить себя и отпустить случившееся. А если Вы захотите обратиться ко мне за личной консультацией, со мной можно связаться почте ([email protected]) или в скайпе (machnevamasha).
С уважением,
Мария Мачнева