Борьба экстраверта и интроверта внутри.

Вопрос психологу:
Здравствуйте! У меня складывается некое чувство, что внутри меня сквозь характер интроверта пробивается экстраверт.
Когда я нахожусь в скоплении больших людей я постоянно ощущаю тревогу, которая не даёт мне чувствовать себя комфортно. В большинстве случаев это происходит в учебных заведениях. У меня постоянно тяга к общению, я весьма дружелюбно и доброжелательна, я постоянно проявляю инициативу к общению с разными людьми там, однако физическое состояние часто мешает мне это сделать. У меня потеют руки, тело, в последнее время у меня начинается непроизвольная дрожь тела. Чувствую постоянное сильное биение сердце. Получается конфронтация. Я вроде бы всегда стремлюсь к людям, но они меня и пугают. Я люблю одиночество, чтобы обдумать вещи, но долго я находится в нем тоже не могу. Постоянно тянусь к большим компаниям, собираю людей вокруг себя, но, когда их становится больше пяти появляется снова дискомфорт, постоянное переживание . В итоге, я остаюсь с каким-то одним человеком, максимум двумя. Но меня часто они наскучивают. Я люблю много людей и веселье.
Я себя обманываю? Стремлюсь к несвойственным для меня желанием? Или это физиологические или психические отклонения? Как решить эту проблему.
Автор вопроса: Юлия Возраст: 18

На вопрос отвечает психолог Цуркан Виктория Николаевна.
Здравствуйте, Юлия.
Вы пишите, что в компании с большим количеством людей испытываете тревогу: «потеют руки, тело, непроизвольная дрожь тела, сильное биение сердца». Причин у этих симптомов может быть много. Предложу вам свои гипотезы:
1) Тревожное расстройство
2) Социальная фобия
3) Последствия недавно пережитых травматических событий
4) Стрессовые ситуации
5) Наследственность
6) Болезни тела
А теперь подробнее по каждому пункту:
1) Тревожное расстройство.
Каждый человек периодически испытывает страх и тревогу. Страх является эмоциональным, физическим и поведенческим ответом на внешнюю угрозу. В вашем случае – это большое количество незнакомых людей. Возможно, в прошлом, в детстве вы пережили сильный стресс, находясь в окружении толпы. Ваш мозг запомнил опасность. И теперь каждый раз, когда вы попадаете в ситуацию, которая хотя бы чуть-чуть напоминает прошлую, включается сигнал тревоги.
Тревога является адаптивным механизмом, оно может помочь подготовиться, потренироваться, чтобы действовать осмотрительно в потенциально опасных ситуациях. Однако, если уровень тревоги очень высокий, она становится помехой и считается психическим расстройством.
Тревожное расстройство нуждается в лечении, если: другие причины не выявлены, тревога «терзает», мешает социальному функционированию, тревога не останавливается спонтанно в течение нескольких дней.
Лечение: специфическая психотерапия и лекарственные препараты
2) Социофобия – разновидность тревожного расстройства. Страх и тревога у людей с социальной фобией часто сосредотачивается на возможности быть смущенными или униженными, если они не оправдывают ожидания или подвергаются пристальному вниманию со стороны других людей в процессе социального взаимодействия. Часто человека беспокоит то, что тревожное состояние обнаруживает себя через потоотделение, прилив крови к лицу, рвоту или дрожь (иногда дрожащий голос), или же снижение способности контролировать ход мыслей или найти подходящие слова в разговоре. Как правило, при этом деятельность не вызывает беспокойства. Чаще всего страхи необоснованны и чрезмерны.
Лечение: когнитивно-поведенческая терапия
3) Последствия недавно пережитых травматических событий: смерть близкого человека, потеря значимых отношений (разрыв с любимым человеком, расставание с друзьями), финансовые потери
Лечение: психотерапия, пережить горе, утрату, временно ограничить посещение мероприятий с большим скоплением людей
4) стрессовые события (смена места жительства, межличностные конфликты, пребывание в чрезвычайных ситуациях)
Лечение: убрать причину стресса, режим дня - «восстановление после болезни»
5) наследственность
Семейная история тревожных расстройств помогает в постановке диагноза, потому что некоторые пациенты наследуют предрасположенность к тем же тревожным расстройствам, что и их родственники. Иногда, расстройства передаются благодаря усвоенным стереотипам поведения.
Лечение: когнитивно-поведенческая психотерапия
6) Болезни тела
Некоторые заболевания могут вызывать тревожное состояние: гипертиреоз, сердечная недостаточность, аритмии, астма и другие. Поэтому, чтобы исключить проблемы с телом, важно обратиться к терапевту и сдать общие анализы крови, а также проверить гормональный фон, посетить невропатолога, гастроэнтеролога.
Тревожность могут вызывать различные лекарственные препараты, а также употребление алкоголя, кофеиносодержащих напитков, седативных средств и наркотиков.
Нездоровый способ жизни, недостаточный сон, неполноценное питание – все это влияет на уровень тревожности.
Рекомендую обратиться за помощью к специалисту. Отсутствие своевременного лечения может привести к серьезным психическим расстройствам и потере здоровья. Будьте бережны с собой!
Рекомендуемая литература:
1) Роберт Лихи «Свобода от тревоги»
2) Андрей Курпатов «Средство от вегетососудистой дистонии», «Средство от страха»