С недавнего времени страх перед выступлением соло.

Вопрос психологу:
Здравствуйте, мне 31 год, я музыкант, в последние три года перед исполнением соло охватывает панический страх, который сопровождается тахикардией и головокружением и все это во время исполнения. Хочу понять себя, почему раньше такого не было. Что с делать с паникой перед исполнением соло и как вновь, с радость и удовольствием выступать на сцене? Самое главное, что ничего такого со мной не происходило и мне интересно почему сейчас то мне сложно выступать, особенно с сольным номером. Это очень сильно меня тяготит. Если бы я знала, что явилось причиной моего состояние кажется было бы проще. Все на меня смотрят и я не могу сконцентрироваться, боюсь ошибиться в партии. Еще вопрос как мне справляться с моими такими чувствами. У меня довольно напряженный график и на меня рассчитывают в моем коллективе. О проблеме я не могу ни с кем поговорить, а решать ее нужно. Может есть какие-то лекарства, которые снимают тревогу и такое мое состояние. А может есть другие способы, я не знаю. Знаю, только что мне нужно с этим разобраться и чем скорее тем лучше.
Автор вопроса: Екатерина Возраст: 31

На вопрос отвечает психолог Свиженко Мария Михайловна.
Здравствуйте Екатерина!
Врачи теперь всё чаще и чаще используют термин: «паническая атака», который означает ни что иное, как выраженный сердечный приступ (который часто сопровождается подъёмом артериального давления, удушьем а в Вашем случае тахикардией и т.п.), вызванный психологическим стрессом. Чаще всего мы не осознаём те стрессы, которые реально испытываем, зачастую, мы переживаем хронический стресс, а потому на уровне сознания успеваем с ним свыкнуться, однако, организм не может похвастаться таким конформизмом.
Если даже до этого, Вы дорогая Екатерина, выходили на сцену с радостью, Ваш организм в какой то мере - но испытывал стресс. Ведь если Вы исполняете соло - нагрузка и ответственность на Вас. И наверняка, за ошибки, если они у Вас есть, но думаю есть, это совершенно нормально, вы потом переживаете. У Вас ответственная работа и я очень Вас понимаю в Вашем недуге.
Я надеюсь у Вас все хорошо и Ваше сердце здоровое и если это так, то что же делать? С паникой, вызывающей сильные сердцебиения - нужно идти к психотерапевту. Именно этот доктор определит истинные причины недомогания, поможет устранить неосознанный психологический стресс, вызванный, как правило, личностным конфликтом, а потом и избавит от досаждающих приступов.
Паника провоцирует нарастание психовегетативной симптоматики, она же, в свою очередь, усиливает панику !
А ведь на самом деле, это результат болезненной мнительности и логических заблуждений.
Действительно, все переживаемые Вами во время приступа ощущения, субъективно крайне неприятны, но главное Вы знаете , что с Вами абсолютно ничего не произойдет, приступ не угрожает Вашей жизни, он только очень неприятен и плохо переносится.
Всё происходит, как при внезапном испуге,когда кора надпочечников выделяют в кровь массу адреналина и норадреналина, которые и вызывают учащенное сердцебиение, головокружение, одышку, чувство смертельного страха и прочие симптомы.
Просто, с одной стороны,постараться уменьшить выброс в кровь этих гормонов и нейтрализовать их избыток, а с другой стороны, увеличить продукцию гормонов счастья, так называемых эндорфинов и серотонина.
Для этого проведите релаксирующее дыхание перед выступлением: дышать животом ( диафрагмой ), вдыхать воздух медленно и глубоко, задерживая его в лёгких на несколько секунд и после этого ещё медленней выдыхать его.
Т. е - дыхание с помощью диафрагмы, медленно, спокойно и глубоко.
Глубокое и медленное диафрагмальное дыхание успокаивает, сердце начинает биться медленней и спокойней, голова проясняется и становится ясной и легкой, паника может уйти , едва начавшись.
Можно обратиться и к психологу. Вам необходим самоанализ. Нужно найти вектор волевого усилия. Необходима выработка навыка , своей волевой деятельности.Можете пробовать наблюдение - какие мысли приходят, что происходит, чего именно боитесь и что Вы чувствуете, какие воспоминания запускаются перед выступление или началом атаки. Ну а это и есть первые волевые усилия. Исследовательский компонент - это уже целенаправленная деятельность.
Причины могут быть скрыты с Вашего раннего детства, либо других дискомфортных , травмирующих событий , которые произошли в Вашей жизни.
Другого рода причиной, лично моё мнение, может служить «Сверх- Я».
«Что я делаю, не то, что хотела бы?» «Сверх-Я» - как способ сказать себе:
«Подумай , где ты поступаешь неправильно? Возможно это состояние является способом сохранения личности и уберегания ее от от чего-либо, что , очень даже возможно понять при самоанализе. Или ещё можно так сказать , что это некоторого рода «депо», где наш организм может остановиться и принять другое, более правильное решение? Сверх-Я действительно существует в виде надстройки к личности, оно выше и мудрее нашего Я.
В беседе можно вскрыть Ваш психологический вектор движения. Он может приятный , но не совсем правильный или неприятный, но вынужденный.
Советую прочесть книгу А. Курпатова «Счастлив по собственному желанию». Возможно это повествование будет Вам помощью.
Важный момент - Вы не можете поделиться этим состоянием с кем-либо. На самом деле, было бы хорошо, чтобы был человек( родственник, подруга, родители, психолог ) кто, зная Ваше состояние - МОГ Вас поддержать в этот момент, перед выходом на сцену.
Поэтому, прежде чем принимать медикаменты, я настоятельно рекомендую проработать проблему с психотерапевтом или психологом. Но первый, может Вам назначить медикаментозное лечение, если Вам это необходимо.
Всех благ Екатерина.