Как проработать флешбэки от наркотиков?

Вопрос психологу:
Добрый вечер. Хочу поинтересоваться, что делать в моей ситуации? 8 лет назад я впервые столкнулась в паническими атаками: чувство нереальности, сердцебиение, казалось что сейчас умру. Ехала в данный момент за рулем, но все обошлось. Так как ни разу об этом не слышала, то прошла все возможные медицинские исследование. Мне поставили ВСД, как и многим людям с ПА. Но они не проходили, ощущение дереализации оставались, но не такие сильные как при первой ПА. Начала читать много книг, медитировать вроде стало легче. Переехала в другую страну и тревожность снова вернулась, много работала с психологом. На время стало легче, но после через полгода благодаря коронавирусу тревожность снова вернулась вместе с ПА, которые могу контролировать. Так вот спустя 8 лет я узнаю о таком эффекте, как флэшбэки от наркотиков. И понимаю, что моя первая ПА произошла примерно через 1,5 месяца после того, как попробовала каннабис в Амстердаме. (просто было интересно узнать по молодости, что это такое). Так вот после употребления его мне было жутко плохо, ощущение дереализации, выход из тела как будто, сильно сердцебиение и думала, что умру. Благо все обошлось! Но у меня такое чувство, что все мои ПА связаны именно с этим эпизодом моей жизни. Хотя с психологом его тоже проходила, но никогда не связывала ПА и тот день. Так вот, может быть кто нибудь подскажет, как с этим работать и есть ли возможность полностью избавиться?
Автор вопроса: Елена Возраст: 27

На вопрос отвечает психолог Белова Мария Валентиновна.
Здравствуйте, Елена!
Вы предполагаете, что Ваши панические атаки связаны с тем эпизодом с наркотиками, который произошел 8 лет назад в Амстердаме.
Вы совершенно правы, действительно, дебют панических атак часто бывает связан с передозировкой наркотиков или интоксикацией алкоголем.
В Вашем случае, Вы очевидно в тот раз приняли избыточную для своего организма дозу наркотика, вследствие чего Вам было плохо. Состояние дереализации, выхода их тела, сумасшедшего сердцебиения повергло Вас в ужас, панически напугало. Появился страх смерти. И в сознании это закрепилось. Быть может спустя полтора месяца, когда Вы ехали в машине, Вы или понервничали, или у Вас было увеличено ЧСС и организму показалось это состояние чем-то похожим на то, которое было после приема наркотиков, и наступила паническая атака. Однако тут есть и положительная сторона, если бы состояние наркотического опьянения Вам понравилось, то это могло привести к формированию зависимости.
Однако вернемся к паническим атакам. Вы, Елена, пишете, что работа с психологом, медитация, чтение книг облегчили Ваше состояние. Однако через некоторое время все вернулось. Конечно, ситуация с коронавирусом добавляет тревогу в жизнь людей. Из-за пандемии «в воздухе витает» страх смерти, страх за себя и за близких людей, много неопределенности. А паническая атака, как «симптом» берет удар на себя. Организм реагирует на тревожную обстановку приступами паники, в кровь выбрасываются гормоны стресса и организм «при деле», вместо ожидания «неприятностей» он мобилизуется на борьбу за выживание, что характерно для поведения во время паники, мозг в эти моменты отключается. Именно поэтому психологи рекомендуют использовать техники расслабления, а также дыхательные техники при ощущении приближения панической атаки, чтобы организм расслабился, и мозг мог снова объективно оценивать обстановку. Существует много возможностей работы с паническими атаками. Это и когнитивно-поведенческая терапия, и краткосрочная стратегическая психотерапия, а лучше сочетать эти методы с более глубинными направлениями психотерапии (гуманистической или психодинамической психотерапией). Поведенческие и стратегические методы помогают справляться с самими приступами, симптомами, более глубинные методы помогают увидеть всю ситуацию в целом, что в Вашей жизни способствует закреплению данного расстройства, что хотелось бы изменить в жизни в целом, кроме избавления от симптома. В случае, если тот эпизод с приемом наркотиков травмировал Вашу психику, то есть те ощущения были чрезмерными для Вас на тот момент, и Вы не смогли с этим справиться, пережить, то добавляется еще работа с психической травмой. Так что Вам желательно продолжить работу с психологом. Это может быть тот психолог, с которым Вы работали, либо подыщите себе другого. Можете обратиться ко мне. Желаю Вам успехов!