Я стала параноиком, накручиваю себя и боюсь за сестру.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Меня зовут Адели. Мне 18 лет. В последнее время стала интересоваться криминалистикой. Читаю детективы, особенно нравится Агата Кристи. Смотрю различные фильмы. Конечно всё это чистый интерес, мне нравится наблюдать за работой следователей, психологов, как они находят зацепки и раскрывают преступления.
Летом моя младшая сестра ( 10 лет) поедет к одной бабушке, а я к другой. Около дома бабушки, куда на лето поедет Сестра, находится лес. Она постоянно вместе с двоюродным братом и друзьями бегают по всему посёлку. Ходят в лес вместе с соседом и его дочкой, ездят на велосипеде, бегают по всему поселку. Я понимаю, что это норма. Я тоже так делала, особо не задумываясь о последствиях. Сейчас рисую в голове всевозможные сценарии. Что сестру похитят, продадут в рабство, изнасилуют, убьют и т. д. В городе таких мыслей нет. В школу сестру провожают и встречают родители. Сестра маленькая, дать отпор не сможет. В семье отношение хорошие. Родители друг друга любят и уважают. Криков и побоев нет. Сестра о плохом знает только из «Не ходи с чужими людьми, не садись в машины и подобное». Поговорила с сестрой, она говорит, что все знакомые, и Бабушка разрешает, и вообще я стала параноиком. Я понимаю, что всё накручиваю, но перестать не могу. К родителям с этим вопросом не подхожу, понимаю, что это полный бред, все соседи хорошие знакомые, детей, с которыми Сестра общается знают родители. Не могу справится с переживаниями. Мысли очень навязчивые. Пыталась придумать логичные оправдания всем переживаниям. Не помогает. Помогите справится со страхом.
Автор вопроса: Адели Возраст: 18

На вопрос отвечает психолог Свиженко Мария Михайловна.
День добрый Адели!
Вы очень серьезная и любящая свою семью девушка! Такие ценные и мирные отношения в семье, безусловно, радуют.
Забота о своей сестре - положительное качество в Вашем характере.
Все чувства и эмоции существующие в людях, необходимы. Но они должны иметь умеренный порог.
Т. е бесчувствие - это не хорошо, а также ощущение сильного влияния какого- либо чувства - нам серьезно мешает жить. В Вашем случае - навязчивое чувство страха.
Нас часто удивляет и парадоксальность содержания этих мыслей. То есть логически мы понимаем, что содержание этих мыслей не вполне обоснованно, не логично, не продиктовано достаточным количеством реальных внешних обстоятельств, или даже просто абсурдны и лишены всякого здравого смысла, но, тем не менее, мы не можем противостоять этим мыслям. Также, часто при возникновении таких мыслей мы задаем себе вопрос: «Как это я до такого додумалась ?», «Откуда эта мысль взялась?», «Эта мысль влезла мне в голову?». Ответа на это мы найти не можем, но почему то все равно считаем ее за свою. При этом навязчивая мысль имеет на нас огромное влияние. Все знают, что человек, преследуемый навязчивостями, сохраняет к ним критическое отношение, понимая всю их нелепость и чуждость его рассудку. Когда же он пытается прекратить их усилием воли, результатов это не приносит. Значит, мы имеем дело с самостоятельным разумом, отличным от нашего.
Часто разум опирается лишь на негативный опыт. Однако мы можем посмотреть на ситуацию непредвзято. Что-то неблагоприятное уже происходит или только может произойти? Реальные и вероятные события не тождественны, однако мозг легко подменяет эти понятия. Подумайте, с каким из событий прошлого могут быть в действительности связаны страхи?
Дорогая Адели, часто страхи могут быть унаследованы. Возможно кто-либо из Ваших родителей имеет склонность к тревожности, мнительности. В процессе Вашего воспитания подсознательно тревога и страхи могут проявляться у детей.
Но это не повод для беспокойства. Такие страхи поддаются коррекции. Важен анализ Вашей жизни с детского возраста. Но это уже с психологом. А сейчас Адель, пробуйте самостоятельно.
Первое, что обычно советую - стараться понять свой внутренний мир, познать себя.
А дальше - признание наличия у Вас навязчивых мыслей и необходимость избавления от них, что собственно у Вас уже есть. Вы же обратились за помощью.
Следующее - попытайтесь отделить себя саму от навязчивых мыслей. Т. е. есть Вы, а есть вот эти мысли. Признайте, что эти мысли не Ваши, что они результат внешней атаки на Вас. Не принимайте этих пугающих Вас мыслей. До тех пор пока Вы будете считать навязчивые мысли своими, Вы не сможете ничего им противопоставить и принять меры к их нейтрализации. Нейтрализовать самого себя невозможно!
Примите твердое решение избавиться от этого рабства, чтобы дальше строить свою жизнь уже без этих вирусов.
Попробуйте описать ситуацию на бумаге, чтобы проанализировать — так ли велика опасность на самом деле.
Может ли вместо негативного сценария А случиться что-то хорошее? Постарайтесь написать и другой, более успешный сценарий Б. Продумайте в деталях, как будет развиваться ситуация в этом случае и что вы можете сделать для осуществления второго варианта. Это позволит дистанцироваться от навязчивого сценария А и взглянуть на происходящее более трезво.
Мышечная релаксация
Всем доступным средством борьбы с навязчивыми мыслями, если они вызваны страхами и тревогами, является мышечная релаксация. Дело в том, что когда мы можем полностью расслабить свое тело, снять мышечное напряжение, то вместе с этим обязательно снижается тревожность и отступают страхи, а, соответственно, в большинстве случаев снижается и интенсивность навязчивых мыслей. Сделать упражнение довольно просто:
Ложитесь или садитесь. Максимально расслабьте тело. Начните с расслабления мышц лица, далее мышцы шеи, плеч, туловища, рук, ног завершая пальцами рук и ног. Попробуйте почувствовать, что у Вас нет ни малейшего напряжения, ни в одной мышце тела. Ощутите это. Если Вы не смогли расслабить какой либо участок или группу мышц, тогда сначала максимально напрягите этот участок, а потом расслабьте. Сделайте так несколько раз, и этот участок или группа мышц обязательно расслабятся. В состоянии полного расслабления надо находиться от 15 до 30 минут. Хорошо представлять себя в комфортном месте на природе.
Не беспокойтесь, насколько успешно Вы достигаете релаксации, не мучайтесь и не напрягайтесь – позвольте и релаксации возникнуть в своем темпе. Если чувствуете, что во время упражнения Вас посещают посторонние мысли – старайтесь отстранить из сознания посторонние мысли, переключая внимание с них, на визуализацию места на природе.
Делайте это упражнение несколько раз в течение дня. Это поможет Вам значительно снизить тревогу и страхи
Переключайте внимание!
Внимание лучше переключать на то, что помогает эффективной борьбе с этими навязчивыми сущностями. Можно переключать внимание на помощь людям, творческую деятельность, общественную деятельность, работу по хозяйству. Наши предки считали, что очень хорошо для изгнания навязчивых мыслей, занимать себя полезной физической работой.
Не занимайтесь негативным самовнушением, повторяя про себя эти мысли!
Всем хорошо известна сила самовнушения. Самовнушение может иногда помогать в очень тяжелых случаях. Самовнушением можно снимать боли, лечить психосоматические расстройства, значительно улучшать психологическое состояние.
К сожалению, часто наблюдается самовнушение негативных утверждений.
Например Ваша ~ «С моей сестрой может случиться непредвиденное»
Измените установку на прямо противоположную и чаще повторяйте ее по многу раз.
Например, если Вы постоянно думаете и говорите, что Ваша сестра будет в опасности, когда уедет к бабушке, так вот четко проговорите обратное предложение, любое, какое Вам Адель придёт в голову, но с положительным утверждением. Но не путайте , это не «логичные оправдание», которое Вы пытались использовать. Здесь же мы логику не используем, а лишь только повторяем обратную положительную мысль, взамен на отрицательную, хотя Ваша логика говорит другое. И Вы реально почувствуете эффект очень быстро. При составлении позитивных утверждений избегайте приставки «не». Пример: не «Я не буду бояться за сестру», а «Я буду радоваться за сестру, ведь она в таком прекрасном месте». Это очень важное правило составления утверждений.
Ну и последнее. Подумайте о своём увлечении литературы, которую читаете в данное время. Возможно Вы впечатлительный человек и прочитанное Вами отражается в Ваших мыслях. Хотя бы временно, оставьте чтение этого направления. Поищите и Вы обязательно найдёте Адели литературу, которая Вам обязательно еще отзовется в Вашем внутреннем мире.
Всех благ !