Не могу подготовиться к экзамену из-за сильных и постоянных панических атак.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. У меня в понедельник экзамен, начала к нему готовиться сразу после предыдущего экзамена. Но при подготовке возникали постоянные панические атаки и срывы. Вроде бы понимаю, что есть ещё несколько дней до экзамена, успею хотя бы прочитать всё, но лучше не становится. Пропал полностью аппетит, сон беспокойный, сижу читаю материал, но ничего не могу запомнить, а к вечеру мозг вообще не хочет даже осознавать прочитанное. Пыталась пить сперва фенибут, не помогал, перешла на афобазол.
Началось все ещё с последней недели учёбы, когда сдавали серьёзные зачёты, не спала ночами, учила. Потом был 1 день на отдых и первый экзамен. К нему подготовиться совсем мало времени было, переживала, нервничала сильно. На экзамене попался Преподаватель, который наорал, обозвал, не дал сказать и слова, хотя билет я знала и учила. После этого и начались такие вот срывы нервные. Подскажите пожалуйста, что делать? Потому что состояние становится только хуже с каждым днём, и как успеть до учить и нормально ответить на экзамене не знаю.
Автор вопроса: София Возраст: 20

На вопрос отвечает психолог Киямова Резеда Фаритовна.
София, добрый день!
У вас очень сильно повысился уровень кортизола, который вырабатывается при стрессе, поэтому вы не можете спокойно учить, спать и есть. Мозг находится во взбудораженном состоянии, в поиске успокоения. Пока вы сами на себя не повлияете – сконцентрироваться и учить будет сложно. Чтобы вернуть концентрацию на понимание смыслов того, что написано, а не тратить драгоценное время на тревогу – можно применить одну технику, которую я описала ниже. Делать ее нужно до тех пор, пока не почувствуете спокойствие и как выдыхаете.
Помочь себе можно, например, таким способом: представьте себе, что случается самое худшее, что может быть. Например, вы не сдаете экзамен. Что в этом случае может случиться? Вы пересдадите. По пересдачи у вас будете еще время на подготовку и возможность уже на своих ошибках понять, на что стоит обратить внимание. То есть вы еще на берегу представляете худший сценарий развития ситуации и придумываете план, по которому будете двигаться. Это успокаивает. Во-первых, потому что вы видите, что ситуация не такая критичная, как вопрос жизни и смерти, во-вторых, у вас появляется план Б и мозг понимает, что может контролировать ситуацию, повлиять на нее. Такая практика работает для всех ситуаций, которые вызывают у вас стресс и тревожность, не только по поводу экзаменов.
Почему вообще возникает тревога? По разным причинам, но одна из самых распространенных – потому что есть неизвестность, непонятно, что будет и как действовать. Как раз-таки чтобы снять тревогу от неизвестности и хорошо сразу продумать худший сценарий и накидать варианты решений. И если вы в итоге оказываетесь в этой ситуации, то она для вас уже не шокирующая, у вас есть план действий, поэтому вы просто спокойно делаете то, что уже наметили. Чем больше, кстати, вариантов придумать того, что можно сделать в худшем случае – тем спокойнее становится.
В целом же, я бы рекомендовала вам пойти в психотерапию, потому что повышенная тревожность связана с разными страхами, которые часто мешают нам в достижении своих целей или жить свою жизнь радостно, счастливо, наполненно. Например, страх получить плохую оценку или не сдать часто говорит о том, что важно быть всегда хорошей, удобной и угождать родителям. Сюда же страх ошибаться и быть непринятой. То есть все имеет свои корни и глубже, чем может казаться на первый взгляд.
Как бы там ни было, я желаю вам удачи на экзаменах! Уверена, вы все сдадите.