С 11 класса моей постоянной проблемой является тревога.

Вопрос психологу:
Здраствуйте! Я Катя и мне 18 лет. С 11 класса моей постоянной проблемой является тревога. Экзамены, не знала, кем я хочу быть, плохая самооценка. После экзаменов я думала мне стало легче. Но к концу лета мне стало хуже. Я просыпаюсь всегда уже с панической атакой. Завтра мне в универ и я чувствую себя ужасно. Прямо сейчас, я лежу в постели и моё сердце вырывается из груди. Этот год дал мне понять, что школа, это лучшее, что случилось со мной. Мои друзья оттуда-это моя семья. Некоторые учителя-наставники. Я все лето не могла и не могу отпустить школу. Я не могу принять новых людей в жизни. Читая чат нашей группы, я чувствую, что это не мои люди. Школа выработала у меня с годами умение отстаивать своё мнение, я была собой и очень открытой. У меня со всеми прекрасные взаимоотношения. Но так было не всегда. Раньше, я была очень закрыта и хотела всем понравиться. Я делала то, что не хотела, чтоб угодить другим. И я очень боюсь, чтобы это не вернулось в универе. Я не хочу заглядывать наперёд, но у меня не получаться. Моё единственное спасение, это мысль, что у меня всегда остаются мои друзья. Но в жизни бывает все, и я должна научиться строить и другие отношения. Я боюсь, что моя самооценка может мне помешать. Я помню, как в 10 классе она была очень даже ничего. Но прошлым летом все стало очень плохо. Я себя ненавидела. Только моя лучшая подруга сумела меня хоть немного вывести из этого состояния. Скорее всего, она упала из-за мальчика который мне нравился. Я очень привязалась к нему, но у него очень сложный характер. Я ощущала себя его запасным вариантом, потому что его отношения этот год менялось очень много раз. Надеюсь, вы мне поможете.
Автор вопроса: Катя Возраст: 18

На вопрос отвечает психолог Дроздова Елена Юрьевна.
Дорогая Катя! В 18 лет ещё не завершился подростковый кризис, сопровождающий окончательное взросление организма. А в этом возрасте совершенно нормально не знать, чего именно ты хочешь. На физиологические перестройки накладывается социальный аспект, связанный с окончанием школы. Всё вокруг для вас новое - новый коллектив, новые отношения, новая жизнь, отличная от школьной. Вы получаете новые знания, к вам по новому относятся окружающие, и т. п. В том же переходном периоде находится и ваш парень. Перестройка привычного образа жизни сказывается и на нём тоже, поэтому отношение его к вам такое неровное.
Часто молодые люди, привыкшие к школьной жизни не сразу начинаются ориентироваться в новых условиях, теряются, не знают как себя вести. Отсюда неуверенность в себе, повышенная тревожность, частые смены настроения, неадекватная самооценка. С положительным преодолением кризиса эти симптомомы должны уйти, надо набраться терпения и извлечь из сложившейся ситуации правильный жизненный опыт. Ваши сверстники, с которыми вы учитесь, находятся на той же ступени развития, что и вы. Они тоже чувствуют себя не в своей тарелке. Отсюда такое восприятие вашей группы, в которой вы учитесь: "Читая чат нашей группы, я чувствую, что это не мои люди." Вы все ещё не стали "своими людьми". Не торопите события: пройдёт немного времени, появятся какие-то общие интересы у членов группы, совместные воспоминания о пережитых совместных событиях, и ближе друзей у вас не будет. Вам остаётся только учесть, что новые знакомые вас воспринимают тоже по-новому. Самое время отказаться от тех своих качеств, которые вам в себе не нравятся и стать лучше, прежде всего для себя и начать новую жизнь. А для этого надо выйти из зоны комфорта. Понятно, что неизвестность вереди пугает - как поведут себя новые знакомые по отношнению к вам? Эмоции и обостренное восприятие зашкаливают и это мешает адекватно оценить ситуацию. Но, у вас имеется позитивный опыт жизни в прежнем коллективе. Осталось вспомнить, что ваши новые знакомые находятся в тех же условиях, что и вы. И ждут от вас того же, что и вы ожидаете от них - приятного и комфортного общения и взаимопомощи при необходимости. Желаю вам выйти из подросткового кризиса без потерь и обрести замечательных друзей на всю жизнь. С уважением, ваш психолог, Дроздова Елена Юрьевна.