Всплывают обрывки из снов и мне становится страшно.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Я хотела бы узнать как называется это, потому что при поиске такого в интернете я не нашла ответа.
А суть в том, что какие-то не значительные моменты вызывают некий приступ страха.
Например, я подавилась или слышу как-то чихнул, кашляет, ну и другая мелочь(вообще любая) - начинают "всплывать" отрывки из снов, которые я давно позабыла(очень быстро, бессвязно). И всё бы ничего, только это невозможно остановить и при этом у меня закладывает уши, скручивает живот, сбивается дыхание, мне становится будто больно произнести хоть слово или услышать что-то. Будто упаду в обморок, но голова не кружится. Сложно описать то, что я чувствую в эти моменты. Это длиться недолго, буквально пару секунд, а после накрывает чувством безмятежности. Как правило, такое случается один раз в день. Это невозможно предугадать, нет каких-либо точных триггеров для этого, например пару дней назад шла лекция истории, преподаватель чихнул и меня накрыло. Я не знаю с чем даже это связано, совсем не понимаю что это вообще. Есть ли какое-то логическое объяснение этому? Это началось где-то 3 года назад, но исчезло спустя два года и вот снова.
Автор вопроса: Лина Возраст: 19

На вопрос отвечает психолог Абдулина Юлия Александровна.
Здравствуйте, Лина!
То, что Вы описываете, очень похоже на так называемые флэшбеки при так называемом посттравматическом расстройстве. Конечно, у меня нет оснований считать, что у Вас есть посттравматическое расстройство (ПТСР) само по себе, но возникающие состояния, особенно с их периодичностью, больше указывают в эту сторону. А теперь, что же это такое и откуда оно берется.
В жизни человека происходит некое событие, очень эмоциональное, оно приносит массу переживаний, причем, негативных. Не важно, в чем суть этого события, важно то, что оно было сложным и тяжелым для человека (по объективным причинам или просто в силу возраста). По каким-то причинам он не смог их полноценно прожить и «переварить» в тот момент, когда все произошло. Это негативное событие мы называем психологической травмой. Со временем это событие вспоминается не каждый день и потихоньку забывается, вытесняется из сознания. Но оно не стирается из памяти совсем. Когда происходит что-то в настоящем времени (пусть через полгода после травмы или даже через несколько лет), что каким-то прям или косвенным образом связано с той травмой, то человек может вспомнить ее всю, а может только отдельные ее «кусочки», фрагменты в виде своих эмоций, чувств, телесных ощущений, слов, мыслей или образов в тот самый момент травмы (это и есть флэшбеки). Триггером, запускающим такие «вспоминания», могут быть звуки, запахи, слова, интонации слов, предметы, вкусы и т.д., а сами «воспоминания» - страх, боль, сердцебиение, расслабление, звуки, зрительные образы и т.п. Само по себе это все, как правило, не несет никакой угрозы для человека – это просто такой вариант памяти о тяжелом событии из прошлой жизни, но часто они приносят дополнительные неудобства человеку. В некоторых случаях люди пугаются таких своих состояний, теряют самообладание, могут совершать странные или необдуманные действия и пр., ну или само состояние является крайне неприятным и тяжелым для человека (поднимаются негативные эмоции, неприятные ощущения в теле). В этих случаях настоятельно рекомендуют обратиться к психологу на консультацию, чтобы найти/вспомнить, какое событие из жизни лежит в основе всего и тщательно поработать с ним, снять все непережитые эмоции и избавиться от флэшбеков.
Скорее всего, Вас заинтересует, как же можно избавиться от всего этого. Это сложно описать в одном сообщении, т.к. это довольно серьезная работа, чаще всего не на один день. В Интернете Вы, конечно, найдете массу информации о ПТСР, но качество этих источников часто оставляет желать лучшего, поэтому я Вам посоветовала бы почитать книгу американского психотерапевта Роберта Лихи «Свобода от тревоги», там есть раздел о ПТСР и что с ним можно сделать самостоятельно, - это довольно надежный и качественный источник информации об этой проблеме, содержащий эффективные способы борьбы с ПТСР.
Лина, надеюсь мне удалось ответить на Ваш вопрос. Имейте ввиду, что я не могу Вам дать 100%-ную гарантию, что в Вашем случае речь идет именно об ПТСР и флэшбеках, потому что все же информации не так много. Происходящее с Вами может быть и чем-то другим, но с этим имеет смысл разбираться более подробно и лучше уже при личной беседе. Желаю Вам разобраться со своей проблемой, как можно скорее!
С уважением,
Юлия