Укусила собака. Боюсь новых нападений.

Вопрос психологу:
У меня 4 алабая. 2 суки и 2 кабеля. 7 лет всё было хорошо. Я с ними гуляла на дворе в частном доме. Сука которая на меня набросилась. Покусала мужа сначала. А потом меня. В тот день поставила суке еду она вошла в свой домик я закрыла за ней дверь. Поставила второй суке еду в её домике сказала ей заходить и отвернулась идти. В тот момент она на меня накинулась и стала рвать. Лицо руки . В тот момент подскочил кабель и тоже начал меня кусать-он мой любимец. Дальше я не помню. Попала в больницу. Когда она на меня набросилась муж был рядом и отбил. Собаку усыпили. У меня дикий страх что тот кабель будет меня кусать. Я его глажу а он на меня смотрит а я сразу ухожу\мне кажется он на меня наброситься\ и он не понимает. Что делать не знаю. Боюсь. Помогите подскажите как быть дальше. Собаки были ручные и ласковые. Всегда ходили за мной попятам. На улицу я с ними не ходила. Кормили в будках. Но с кинологом не занимались. Я любила эту собаку. Но она меня бы загрызла. Что делать с этим страхом-не знаю. Как только к ним подхожу-ужас охватывает.
Автор вопроса: татьяна Возраст: 51

На вопрос отвечает психолог Абдулина Юлия Александровна.
Здравствуйте, Татьяна!
Вам пришлось столкнуться с серьезным потрясением с реальной угрозой для жизни, это не может не переживаться тяжело. В подобных случаях мы рекомендуем работу с психологом очно, обычно здесь требуется несколько встреч, чтобы значительно снизить страх и вообще все эмоциональные переживания после произошедшего. К сожалению, Вы не указали, как давно все произошло, но, чтобы память «стерла» такое событие или оно стало не таких ярким, эмоциональным и утратило свое влияние на Вас в нынешней жизни, надо довольно много времени (от нескольких недель до, порой, нескольких месяцев) или чтобы произошло какое-то другое, не менее эмоциональное событие (оно может быть и хорошим, тут главное - чтобы оно конкурировало по силе эмоций со случаем с собаками). Поэтому Ваш страх сейчас полностью оправдан, и за один день от него, увы, не избавиться. Но что же можно сделать?
В первую очередь, надо понять, почему так произошло и какова вероятность повторения, потому что без этого пережить страх и избавиться от него невозможно и, более того, нерационально. На Вас напала Ваша собственная собака, к ней присоединилась другая Ваша собака, и сейчас Вы продолжаете с ней контактировать. По сути, Вы остаетесь в контакте с источником страх, с тем, кто уже причинил Вам вред, потому и страх Ваш абсолютно оправдан. В этом случае стоит обратиться к специалистам, поговорить с кинологами, попытаться прояснить, что могло спровоцировать собак на нападение на человека, которого они хорошо знали и который за ними ухаживал столько лет (чтобы понять, как избежать повторения в будущем) и какова вообще вероятность повторений таких ситуаций (я не специалист в этой области, я совершенно не представляю, каким может быть ответ, но без него что-то делать сложно). Исходя из этой информации можно будет делать вывод, как Вам поступить и что делать со страхом. Если вероятность повторения высокая, то надо принимать меры прежде всего с собаками и только потом работать со страхом (работать имеет смысл именно с нерациональным страхом, с тем, что реальной угрозы не несет, если же он реальный, то эффекта не будет). Если ситуация окажется более-менее объяснимой и вероятность повторения низкая (это уже само по себе поможет Вам почувствовать себя легче, и в некоторой степени снизит страх), то тогда имеет смысл работать с Вашим страхом уже сейчас. В любом случае все же полезнее отказаться от контакта с собаками, до тех пор, пока Вы сможете вспоминать произошедшее более-менее спокойной, без ужаса и сильного страха – сейчас, по-видимому, воспоминания еще очень свежие и сильные, а контакт с собаками только усиливает их, и это не способствует никакому улучшению Вашего состояния. Затем приготовьтесь выделять каждый день какое-то время на то, чтобы избавиться от страха – это будет самая настоящая работа, которая требует времени и Ваших усилий, если вы хотите ускорить этот процесс и пройти его, как можно быстрее. Составьте список того, что сейчас пугает Вас и вызывает ужас. Это могут быть воспоминания, навязчивые мысли о произошедшем, сны, различные действия: увидеть собаку, погладить ее, накормить, погулять с ней и пр. Определить уровень страха каждого из написанных пунктов по шкале от 1 до 10 (10 - самый страшный). Выберите то, что сейчас пугает меньше всего и попробуйте мысленно просматривать это или делать это на протяжении нескольких минут и наблюдайте за своим страхом. Сначала он может усилиться, но постепенно он будет ослабевать, пока совсем не исчезнет. Этот процесс может занять и полчаса, и больше на один пункт Вашего списка, а какой-то пункт может и на несколько дней растянуться. Это нормально в Вашем случае. Когда один пункт перестанет для Вас быть пугающим совсем, то выбирайте следующий пункт, который наименее страшен для Вас сейчас и проделайте с ним то же самое. Постепенно Вы сможете мысленно спокойно воспринимать все это и не чувствовать ужаса и страха. Только тогда имеет смысл пробовать делать что-то из вашего списка в жизни, а не мысленно (в том числе, и снова гулять с собаками, кормить их, гладить и пр.) Это небыстрый путь, довольно муторный, но он один из самых эффективных для самостоятельной работы без помощи психолога, и это то, как вы можете себе помочь сами сейчас. Делать это или нет – решать Вам. Насколько для вас возможно сейчас отказаться от контакта с собаками – это тоже решать Вам, но я бы все же рекомендовала это.
Я обратила внимание еще на одну вещь в Вашем письме. Если я не ошибаюсь, то сейчас Вы испытываете довольно двойственные и противоречивые чувства по отношению к собакам. Ваша ситуация в действительности не самая простая. На Вас напала не чужая собака, а Ваша собственная. Что для Вас тогда произошло? Как Вы себе это объясняете? Как называете? Возможно, Вы ощущаете это как предательство со стороны близкого. Возможно, это в целом подорвало Ваше доверие миру, ведь произошедшее было внезапным, непредвиденным. Или, наоборот, Вы уже что-то предчувствовали (собака же кусала раньше мужа), но не предприняли меры, и теперь чувствуете себя виноватой перед собой или кем-то еще. Я не знаю объективно, что Вы думаете и чувствуете, я могу только предполагать и выдвигаю несколько гипотез, но не навязываю – Важно Ваше мнение. Здесь могут быть совершенно разные мысли и чувства, они могут показаться Вам на первый взгляд странными, неуместными или что-то еще, но, на самом деле, все они имеют право на существование. Подумайте, что Вы чувствуете по отношению к себе сейчас, вспоминая этот случай. Что Вы чувствуете по отношению к собакам? Это Ваши собаки, Вы о них заботились много лет, но они были реальной угрозой для Вашей жизни. Это нормально, если сейчас Вы испытываете, например, замешательство, противоречия (я не знаю, что Вы сейчас чувствуете, но в подобных случаях люди могут чувствовать и любовь к собаке, и ненавидеть ее одновременно – все это оправданно, надо для начала понять, что именно происходит в душе у Вас сейчас, это понимание уже само по себе даст облегчение и понимание, что делать дальше).
Татьяна, на самом деле, я дала те рекомендации, которые могу дать исходя из Вашего письма, но я не исключаю, что я могла что-то не уловить из Ваших слов, что-то упустить, недопонять (к сожалению, это издержки переписки - при личной встрече можно задать дополнительные вопросы, уточнить детали, больше возможностей раскрыть проблему максимально глубоко и помочь человеку всего за одну встречу, чем по переписке), и потому мои рекомендации могут не попасть сейчас в точку, но это не значит, что Вам нельзя помочь. Я очень надеюсь, что мой ответ все же хоть немного поможет Вам справиться с Вашим страхом сейчас, и от всей души желаю Вам как можно быстрее восстановиться эмоционально.
С уважением,
Юлия