Я жутко социофобная и замкнутая. Как справиться с социфобией?

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Моя проблема в том что я жутко социофобная и замкнутая. Из за этого я не знаю как учиться, работать, строить отношения с людьми и вообще как жить. Я работаю на данный момент и когда прихожу в офис, каждый раз мне так страшно туда зайти потому что надо поздороваться, когда ухожу и там бывает тишина часто, мне тоже страшно сказать пока, пересиливаю себя каждый раз, но иногда ухожу молча. Бывает что весь день дергается глаз на работе, болит голова от напряжения. Коллеги пытаются меня разговорить, я новый сотрудник, хотят чтобы влилась в коллектив, шутят, прикалываются как то, иногда что то спросят, а я просто как амеба, на шутки обычно не реагирую, так как не знаю что ответить или вымученно смеюсь, разговор поддержать не могу, когда они общаются вставить что то от себя для меня просто нереально, в основном только по работе что то могу спросить и то с трудом. Также я боюсь близких отношений с людьми, даже дружбы, поэтому единственный мой близкий человек уже долгое время- мама. Если с ней что то случится, я буду совсем одна и наверно покончу с собой, потому что так жить невозможно. Я не знаю кем мне работать чтобы не было коллектива, не знаю как найти парня, друзей, будущее меня пугает. И вообще сколько тем не читаю про социофобию, замкнутость, в такой форме как у меня мне кажется мало у кого это есть, чтоб даже привет сказать было так сложно на работе и постоянно молчать, мне кажется у меня уже серьёзные психические отклонения. Раньше у меня были подруги в школе, общения хватало, я была более менее нормальным человеком, но потом так получилось что резко умер мой папа, меня это сильно травмировало, а потом близкая подруга перестала со мной общаться и я осталась одна и вот уже 4 года в таком состоянии живу. При этом у меня есть хобби, я творческий человек, есть то что мне очень нравится делать в этой жизни, но одиночество и неспособность общаться просто все портят. Не знаю как дальше буду существовать, пошла бы уборщицей работать, но ноги больные, поэтому стоя никак(
Посоветуйте, что можно сделать в моей ситуации и есть ли шанс такой запущенный случай исправить, научиться общаться, сближаться, с людьми?
Автор вопроса: Алина Возраст: 25

На вопрос отвечает психолог Кунтыш Юлия Олеговна.
Здравствуйте, Алина! Сочувствую Вам! Социофобия доставляет много неприятных минут(( Это проявляется и в плане переживания неприятных эмоций, и плане ограничения возможностей. Она отрицательно влияет на все наши жизненные сферы — учеба, работа, романтические отношения, дружба и т.д. Также примите соболезнования по поводу смерти папы. Это большое горе — терять близких. Особенно когда это происходит резко, неожиданно.
Вы уже, наверняка, много читали про СФ, но все же немного остановлюсь на этом явлении, на некоторых ключевых моментах.
Социофобия, или социальная тревожность, - это страх социального взаимодействия. При СФ человек не чувствует себя в безопасности с другими людьми. Общение = опасность. Дискомфорт, который Вы ощущаете в присутствии других людей, основан на предположении о том, что они думают о Вас. Основная беспокоящая мысль — как они воспринимают меня?
В основе СФ лежит страх критики, осуждения, унижения, насмешек. То есть страх негативной оценки со стороны других людей. И в конечно счете страх отвержения - «они узнают какая я и отвернутся от меня». Пугает реакция других людей.
Кажется, что СФ основывается на том, что другие подумают обо мне, но на самом деле СФ основывается на том, что человек сам думает о себе, а человек при этом не очень высокого мнения о своей особе (часто такие люди считают себя неадекватными, недостойными, плохими, некомпетентными, скучными, неинтересными, глупыми, нелепыми, неполноценными….). Особенность в том, что люди с СФ боятся критики, но при этом самый жестокий их критик — они сами.
Алина, Вы не одиноки. СФ - это одно из самых распространенных тревожных расстройств. Хорошая новость в том, что она хорошо изучена и поддается лечению.
Что делать? Делать все, что можете. Если не справляетесь самостоятельно, то можно обратиться к врачу (психиатр, психотерапевт) за назначением препаратов — они снизят тревогу. Также можно обратиться к психологу. С его помощь легче будет преодолеть СФ. Книги — также важное подспорье. Например, «Свобода от тревоги» Роберта Лихи. Там есть раздел, посвященный СФ с конкретной последовательностью шагов, которые можно предпринимать, чтобы убрать или хотя бы снизить тревожность при взаимодействии с другими людьми. Я бы рекомендовала не читать ее как художественную литературу, а отнестись к ней как к эффективному инструменту самопомощи. Если следовать всем шагам, то результат не заставит себя ждать.
Вы пишите, что «разговор поддержать не могу, когда они общаются вставить что то от себя для меня просто нереально, в основном только по работе что то могу спросить и то с трудом». Возможно, для успешного социально взаимодействия Вам просто не хватает каких-то социальных навыков. Справиться с этим помогают различные коммуникативные тренинги. Или опять же можно почитать литературу, нацеленную на развитие таких навыков. Только обязательно постепенно начинать применять их на практике — только так нарабатываются навыка. Теоретические знания и навык — это не одно и то же. Поэтому важна практика.
Основные задачи при работе с СФ:
1. пересмотреть свое отношение к себе (избавление от самокритичности, то есть от внутреннего критика + избавление от убеждения о своей недостойности);
2. пересмотреть свое отношение к людям (как оценивающим, критично настроенным, отвергающим).
Вы пишите «каждый раз мне так страшно туда зайти потому что надо поздороваться, когда ухожу и там бывает тишина часто, мне тоже страшно сказать пока, пересиливаю себя каждый раз, но иногда ухожу молча». Что именно пугает? Что самого страшного может произойти в этой ситуации?
Или вот здесь: «на шутки обычно не реагирую, так как не знаю что ответить или вымученно смеюсь». Как будто есть какая-то правильная и не правильная реакция, как будто кто-то точно знает, как и когда нужно реагировать. А как хочется отреагировать? Нужно ли смеяться, если не смешно, или Вы не поняли шутку? Можно ли попросить пояснить? Нет каких-то четких правил — что говорить, как реагировать. Есть эффективные стратегии общения, а есть не эффективные. Например, оставаться вежливой и уважительной — редко кому это вредит. Есть правила вежливости. Вы и сами их, наверняка, интуитивно понимаете. Какие можете назвать? Например, возможно, избегать грубости, отвечать, когда что-то спрашивают, смотреть в глаза, не стесняться использовать вежливые слова: «спасибо», «извините», «добрый день», «до свидания»…..
Алина, здорово, что Вы не сдаетесь! Преодолеть СФ непросто, но возможно. Главное не опускать руки. Да, придется приложить усилия и столкнуться со многими неприятными моментами, но оно того стоит. Жизнь без СФ — это свобода. Свобода строить свою жизнь в соответствиями со своими желаниями и потребностями.
С уважением, Юлия Кунтыш
практикующий психолог, КПТ-терапевт