Страх отчисления, страх не закончить университет.

Вопрос психологу:
Добрый день! Я попала в очень ужасную ситуацию, хоть я сама в этом виновата. Учусь на 4 курсе педагогического университета, заочно. Несмотря на то что сессии 2 раза в год, учиться очень тяжело, очень большая нагрузка. Первые 3 курса прошли хорошо, я сдавала все зачёты и экзамены, да, бывало что не всегда отлично, была 1 пересдача которую я закрыла. Прошлая сессия была очень тяжелой, сессия высосала из меня все соки. И самое неприятное, 4 курсе у меня образовалось 2 долга. 1 из долгов я закрыла, а 2 долг у меня сегодня пересдача, это курсовая работа и я больше всего боюсь не сдать этот предмет, если я не сдам предмет то меня отчислят с 4 курса. Это будет просто позором. Все 3 года проходили спокойно, все сдавала. Я не переживу если будет отчисление на 4 курсе. Я чувствую усталость и страх за будущее, у меня нет сил. Очень боюсь отчисления, мне страшно за сегодняшний день и я не знаю как буду жить дальше если я не сдам. Очень боюсь реакции мамы, она помешала на высшем образовании. Я и сама хочу его получить, но эта пересдача с комиссией меня просто угнетает. Через год я должна получить диплом о вышки, но я не знаю получу ли я его.
Автор вопроса: Полина Возраст: 24

На вопрос отвечает психолог Кунтыш Юлия Олеговна.
Полина, здравствуйте! Вижу, что Вы очень переживаете из-за сложившийся ситуации. Все Ваши эмоции нормальны и законны. Понимаю, как Вам сейчас страшно((
Ситуация действительно непростая. И Ваша тревога здесь выглядит совершенно обоснованной. Столько труда — сил, времени — вложено.
Обратите внимание, что сейчас Вы немного забегаете вперед и думаете уже о том, чего еще не произошло. Сейчас еще слишком много неопределенности. Насколько я поняла, защита уже сегодня, сегодня все должно решиться. Возможно, пока я пишу эти строки, ситуация уже прояснилась. Я бы предложила решать проблемы по мере поступления.
Это уже не первый курс, Вы опытная студентка и позади уже не одна курсовая, не один экзамен. Вы уже успешно справились с большим количеством испытаний. Это еще одно. У Вас достаточно ресурсов, чтобы с ним справиться — например, у Вас уже есть опыт сдачи работ, кроме того, похоже, Вы весьма целеустремленный человек, а еще очень ответственный.
Вижу, что Вы вините себя за произошедшее. Но к сожалению, мы не совершенны. Мы всего лишь люди и не всегда принимаем правильные решения. Мы ошибаемся, некоторые наши решения далеки от идеала. Как это ни грустно, не все получается так, как мы хотим. Но важно то, как мы с этим справляемся — опускаем руки или делаем выводы и двигаемся дальше.
Сейчас Вам очень страшно, что неудивительно при таких катастрофичных прогнозах. Вы пишите: «Это будет просто позором», «Я не переживу если будет отчисление на 4 курсе», «Очень боюсь реакции мамы, она помешала на высшем образовании». Но далеко не все наши прогнозы сбываются. Что касается мамы, скорее всего она помешана не на высшем образовании как таковом, а на Вас — вероятно, она переживает из-за получения высшего образования потому, что она переживает за Вас, за Ваше будущее. Ее тоже можно понять.
Чтобы немного снизить тревогу - хотя повторю, она совершенно нормальна при таких обстоятельствах, - можно делать различные упражнения.
Для начала постарайтесь обратить внимание на мышечные напряжения - живот, руки, стопы, глазные мышцы, челюсти, горло, плечи. Если заметите напряжение, постарайтесь расслабить. Также при эмоциях (в том числе при тревоге) часто сбивается дыхание - происходит задержка дыхания, или оно становится поверхностным. Постарайтесь обратить на это внимание и нормализовать его. Просто осознанно подышите в нормальном темпе. Просто обычный вдох и обычный вдох.
Упражнения могут быть такие:
1. «Заземление». Почувствуйте опору под ногами. Сфокусируйтесь на том, как Ваши стопы упираются в пол. Почувствуйте это соприкосновение. Можно снять обувь и потоптаться, прочувствовать, как крепко Вы стоите на ногах, как они крепко связаны с землей. Ощутите силу земного притяжения и опору под ногами. Эта простая техника возвращает устойчивость и помогает вернуться в «здесь и сейчас».
2. «Цветное дыхание». Эта техника очень помогает в те моменты, когда слишком много неприятных эмоций — тревога, злость, обида, печаль….. Сделайте медленный вдох носом и плавно выдыхайте ртом. Подключите воображение: представьте, что вдыхаете «покой», окрашенный тем цветом, с которым у Вас он ассоциируется. А выдыхаете ту эмоцию, которую хочется снизить или убрать тоже с цветом, с котором эта эмоция ассоциируется. В течение 1-2 минуток. Постепенно Вы почувствуете, что Ваше эмоциональное состояние стабилизируется.
Полина, надеюсь, что в моем ответе найдете что-то полезное для себя. Всего Вам наилучшего, сил и ресурсов столько, сколько нужно для достижения всех Ваших целей.
С уважением, Юлия Кунтыш
практикующий психолог, КПТ-терапевт