Очень устаю от своей семьи, а особенно от мамы. Нет личного пространства.

Вопрос психологу:
Здравствуйте!
Меня зовут Настя, мне 21 год. Я не замужем, живу с родителями, пока нет возможности съехать, так как учусь в университете и не могу работать.
Последние несколько месяцев началась проблема: очень устаю от своей семьи, а особенно от мамы. Меня раздражает и изматывает, что она везде: может без спроса залезть в мою сумку, взять телефон, контролирует мои походы ко врачам, какое нижнее белье я покупаю и так далее. До этого на меня не так сильно это давило, возможно, потому что у меня не было настолько серьезных отношений с молодым человеком, как сейчас. Я не хочу больше делиться с матерью всем. Отчасти боюсь, что она, например, может осудить, что я начала жить половой жизнью вне брака, потому что она неоднократно давала понять, что против такого. Сама я в этом ничего плохого не вижу, делаю это осознанно, наблюдаюсь у врача, слежу за контрацепцией. Я хочу жить жизнью взрослой самостоятельной девушки, сама решать, сколько мне весить, что есть, курить или нет, заниматься сексом или нет и не боятся, что родители «спалят». Уже как два года я бросила курить и горжусь, что это не из-за страха перед родителями, а потому что захотела сама. У меня есть старшая сестра, ей 27. Мы живем в одной комнате. Она никогда не знакомила нас ни с одним своим молодым человеком, и, кажется, в ближайшее время не планирует начинать жить самостоятельной жизнью и такие отношения с мамой её устраивают. Она курит, но прячется. Я бы хотела в следующем году уже съехать от родителей, возможно, переехать к парню, но боюсь, что без испорченных отношений это может не удастся. Мой папа не лезет так в мою жизнь и вроде больше осознает понятие «личного пространства», но при этом бывает очень не тактичен и часто обидно шутит, оскорбляет меня. Суть проблемы в том, что я не знаю, как не портя отношений, повзрослеть в глазах родителей, и дать маме понять, что не стоит рыться в моих вещах, решать за меня что-то, осознать меня как сформированного человека с отличными от её предпочтениями и приоритетами. В быту я самостоятельна, но бывают иногда «промахи», но мне кажется у любой молодой хозяйки они бывают и это нормально.
Автор вопроса: Анастасия Возраст: 21

На вопрос отвечает психолог Кравченко Ирина Григорьевна.
Здравствуйте, Анастасия.
Начну с самого главного. Вы хотите жить как взрослая самостоятельная девушка и самостоятельно принимать решения. Взрослые и самостоятельные не живут с родителями и зарабатывают на жизнь самостоятельно. А пока вы живете под крылом родителей – они вас воспринимают как ребенка, которого нужно контролировать и воспитывать. Контроль – обратная сторона спокойствия. Родители получают нужную им информацию, чтобы спокойно жить (если эта информация не идет в разрез с их взглядами, убеждениями). Что делать в этой ситуации? Конечно же, съезжать от родителей, устраиваться на работу и переводиться на вечернее/заочное отделение, раз вы считаете себя взрослой и самостоятельной, что в общем и должно быть после 18 лет.
«Меня раздражает и изматывает, что она везде: может без спроса залезть в мою сумку, взять телефон, контролирует мои походы ко врачам, какое нижнее белье я покупаю и так далее.» Можете вот как поступить: постоянно показывайте свои вещи маме (при ней можете открывать свою сумку, хвалиться новым бельем), сообщайте ей о своих походах к врачу, кладите рядом с ней свой незапороленный телефон и т.д.
«Отчасти боюсь, что она, например, может осудить, что я начала жить половой жизнью вне брака, потому что она неоднократно давала понять, что против такого.» Как перестать бояться? Решите, что вы будете делать при наихудшем варианте развития событий. Так у вас будет уже готовое решение на крайний случай. И действуйте.
«Сама я в этом ничего плохого не вижу, делаю это осознанно, наблюдаюсь у врача, слежу за контрацепцией.» Расскажите ей об этом.
«Мой папа не лезет так в мою жизнь и вроде больше осознает понятие «личного пространства», но при этом бывает очень не тактичен и часто обидно шутит, оскорбляет меня.» Скажите ему: «Папа, я тебя очень люблю, но мне не нравиться, что ты меня оскорбляешь, унижаешь». Ниже приведу правила, которые помогут вам стать счастливее:
- делайте только то, что хочется;
- не делайте того, чего не хочется;
- сразу говорите, что вам не нравится;
- выясняя отношения, не переходите на личность (всегда говорите про себя);
- не отвечайте, если вас не спрашивают;
- отвечайте только на вопрос.
Всех вам благ.