Как избавиться от токсичных отношений в семье?

Вопрос психологу:
С детства плохие отношения с родителями, в частности с отцом. С матерью отношения как американские горки - либо мы говорим нормально, либо не разговариваем вообще. К этому я привыкла, привыкла к тому, что это задевает меня и по сей день. Отец меня разочаровал во всем - своим отношением к жизни, семье, работе и прочему. Задевает тот факт, что он, как родитель, не может первым наладить отношения со мной, хотя я сама пыталась, но ничего не вышло. С отцом не общаемся вообще, кроме как приветствия "рукопожатия" уже лет 10. Не могу смотреть ему в глаза, связать предложения, сказать что-либо, потому что стоит ком в горле и нет желания. Чувствую, что наладить отношения не получиться с ним, да и особого желания нет. Остался осадок, который мешает жить дальше. Ощущение, что общение с родителями - это просто формальность, которую нужно соблюдать. Из-за плохих отношений с семьей я меняюсь сама, замечая в себе изоляцию и отдаленность от людей, неуверенность в себе. Мучают кошмары, участниками которых, конечно, являются родители. Где они всячески пытаются морально сломать меня, унижая, указывая на мои ошибки и говоря, что вся моя жизнь - это жалкое существование. Отец в порыве гнева винит меня во многом: что я являюсь тратой их денег, что я не заслуживаю того, чего семья должна дать ребенку (по факту), что я сама испортила отношения с семьей своим характером. Как отпустить эту ситуацию? Как продолжить жить дальше, зная, что нет родительской поддержки и не зависеть от ожиданий, что все станет лучше?
Автор вопроса: Мелисса Возраст: 20

На вопрос отвечает психолог Ван Ринен Ольга Павловна.
Здравствуйте, Мелисса.
Жить без родительской поддержки - действительно не легко. Я понимаю Ваше расстройство по этому поводу. Но Вы не можете изменить родителей, поэтому меняйте своё отношение к сложившейся ситуации.
Ваш сон - он и про страх перед родительский неодобрением и про самообвинения, про множество обид, связанных с давлением семьи на Вас. Вы уже взрослая и не должны подчиняться правилам, установленным родителями. Только Вам теперь решать - что "хорошо" и "плохо". Вы не обязаны быть идеальной дочкой и оправдывать надежды своих родителей. Разрешите себе жить, как хочется Вам. Будьте собой, но, также дайте родителям право быть тем, кем они являются.
Вы можете сами дать себе любовь и принятие, недополученные в детстве. Самое простое, что порекомендую - это говорить себе "Я тебя люблю", каждый день. Простите себя, перестаньте критиковать. Теперь Вы сами себе любящий родитель. Мысленно хвалите и поддерживаете себя. Примите свои недостатки, ведь никто несовершенен.
Отпустите обиды на родителей. Напишите им письма, которые отправлять не нужно. Выплесните на бумагу все негативные эмоции, используя любые слова. Если захочется плакать - делайте это. Захочется выпустить злость, гнев - пожалуйста! Бейте подушку, рвите бумагу, чиркайте чёрным карандашом, топайте ногами. Постарайтесь прожить ещё раз неприятные моменты, связанные с родными и очиститься до конца от переживаний. Важно дать волю чувствам, пусть всё скопившееся выйдет наружу, не держите больше в себе негатив. Позвольте себе высказаться - пишите всё, что хотели бы донести до родных: о Ваших чувствах, желаемом отношении к себе. В конце письма вставьте несколько слов благодарности и любви родителям, уверена, Вы их найдёте в своём сердце. Повторяйте упражнение пока не почувствуете облегчение, очищение от злости и обид. Письма можно сжигать или выбрасывать.
Существуют причины, по которым Ваши мама и папа так себя ведут, имеют жёсткий характер, не умеют общаться, эмоционально отстранен ы и тд. Вам остаётся только принять, что родители не такие, какими Вы хотите их видеть. Ваша картинка мира в голове не соответствует действительности. Вы ведь принимаете дождь, даже если мечтали о солнечном дне. Учитесь принимать людей такими, какие они есть - с ошибками, несовершенствами, не удобным характером, не умением любить.
Если с Вами поступают неподобаюшим, неуважительным образом, например оскорбляют - демонстрируйте границы, обясняйте близким "Так со мной нельзя!"
Вы пишите про отдаленность от людей. Возможно, Вы боитесь не получить от них желаемой реакции, поведения, поддержки и отстраняетесь, чтобы не разочароваться.
Общайтесь ради общения, а не ради удовлетворения потребности в любви и принятии.
Проявите внимание к окружающим людям, при коммуникации больше спрашивайте о собеседнике, узнавайте новое, впитывайте информацию, не думая о себе в момент общения. Вы обнаружите, что погружаясь в разговор, проявляя интерес к повествованию, Вы отвлекаетесь от своих внутренних проблем. Проживайте момент по-настоящему, только так Вы ощутите радость и вкус этой жизни.
Я желаю Вам научиться принимать окружающий мир и себя, действовать из установки "хочу", а не "должна", наслаждаться тем, что имеете и благодарить судьбу за это.