Чувства к маме угасают. Правильно ли критиковать и "не любить" свою маму?

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Дело в том, что я испытываю трудности в отношениях со своей мамой.
Моя мама выросла в полной семье с мамой, папой и 2 сестрами. Судя по ее рассказам, ее в детстве гнобили и обижали ее же родители и сестры. Все внимание родители уделяли ее сестрам - им дарили красивые подарки, помогали с учебой, давали советы, а моя мама для них была обычным ребенком, который должен быть самостоятельным. Еще мне мама рассказывала, что ее мама была ооочень строгой. В том плане, что она постоянно кричала на своего мужа, на детей, постоянно с ними ссорилась, раздувала из мухи слона в общем. Отец при этом был очень спокойным и как-то ее терпел. Мне кажется, что моя мама недополучила в детстве любви и заботы, сама впитала в себя всю агрессию от своей мамы, и потому сейчас это отразилось на ее отношении к людям.
У моей мамы была 2 брака, оба неудачные. От первого брака - моя сестра, от второго - я. Мой отец ушел от нас, когда мне было 4 года, но сейчас он нам все равно помогает, поэтому я никогда не чувствовала, что у меня "нет папы". Моя мама с одной стороны добродушный и гостеприимный человек, который прекрасно может ладить с людьми, говорить красивые искренние слова, делать подарки продавцам в магазине за хорошее обслуживание; с другой стороны, она очень эмоциональный человек, может накричать на меня по любой мелочи, например, из-за того, что я купила не то молоко; из-за того что я забыла вытереть крошки на столе; из-за того, что я забыла отправить ей открытку в соц. сетях, несмотря на то, что в жизни я ее поздравила и словами, и реальными подарками, она реально может закатить истерику... да и вообще если я откажу ей в какой-то просьбе, может сорваться на меня и сказать "у всех дети как дети, а у меня что... вообще не помогают маме". У меня с детства очень запомнились моменты, когда мама кричала на меня из-за бардака на полке с игрушками, вышвыривала эти игрушки на пол и заставляла убирать; я помню, что если мама начинала на меня кричать при посторонних людях, у меня наворачивались слезы и мне было очень стыдно за это; также я помню, что мы с моей мамой дрались, когда я была маленькой. Точно также моя мама ругалась с моей старшей сестрой, которая сейчас живет в другом городе. Когда моя мама приезжает навестить ее, они начинают ругаться, моя мама приезжает домой и рассказывает мне, какая моя сестра плохая, и что больше она не поедет к ней. Моя мама очень любит жаловаться на других людей. Например, мой папа постоянно приезжает к нам, чтобы помочь починить кран/розетку/прикрепить полку и тд. Вместо того, чтобы оценить это, мама найдет, к чему придраться в его работе (хотя она прекрасно понимает, что он не профессионал в таких домашних делах, но денег на ремонтников нет)...
До какого-то момента мне казалось, что такое поведение - это норма. Что у всех так и должно быть. Мне казалось, что может быть я и вправду плохой ребенок, или моя сестра действительно плохая дочь, раз моя мама жалуется, да и вообще она во всем права. Убеждать она конечно умеет...
Несколько лет назад я встретила человека (ныне мой друг), с которым проводила очень много времени в кругу его семьи. У него полная семья - мама и папа. Для меня было огромным удивлением, в какой гармонии они живут. Они никогда не ругаются, никогда ни на кого не кричат. Они никого не осуждали. Был момент, что я случайно разбила у них тарелки, так они мне сказали "не страшно, не беспокойся". Или, например, мой друг, на даче случайно разбил стекло в окне. Я очень удивилась, что его отец не рассердился. Он посмеялся над этим, а потом они вместе взяли и вставили новое стекло в раму. Моя бы мама в такой ситуации просто закатила бы истерику, назвала бы меня безрукой, и тд... В сумме я прожила у чужих родителей 2 года, мне этого хватило, чтобы понять: оказывается поведение моей мамы - совсем не норма. Все время, пока я жила у родителей своего друга, мне было хорошо и спокойно. Мне не хотелось возвращаться к себе домой, потому что я знала, что я что-то сделаю не так, и мама снова будет на меня кричать. Затем я начала задумываться - а люблю ли я свою маму? Если я ей такое говорю сейчас, то не чувствую, что я это делаю от души, я как будто бы выдавливаю из себя эти слова. Я начала понимать, что я никогда не делилась со своей мамой своими секретами, своими переживаниями, потому что я боялась критики и непонимания. Один я попробовала поделиться, но легче мне не стало, потому что мама не понимает меня. Я завидую своему другу, который, напротив, делиться своими переживаниями со своими родителями, они его выслушивают, прислушиваются, учитывают и принимают его мнение. На него не кричат по пустякам, не срываются. Ему не говорят, что он плохой сын, не заставляют делать что-то насильно. Теперь я чувствую какую-то обиду на свою маму, что ли. Вроде бы она мне говорит, что я такая хорошая, умная, любимая дочка, она кормит меня, но когда она на меня срывается, она говорит совершенно противоположные вещи, вплоть до того, что я здесь никто, а потом покурит сигарету, успокоится, извинится, а через некоторое время сценарий повторится. С каждым новым таким сценарием моя любовь и уважение к маме куда-то пропадают. Мне кажется, что я больше не люблю свою маму... Но мне очень грустно об этом думать, ведь для меня мама - это что-то очень важное в моей жизни, но я ее не люблю.... Я пытаюсь свалить подобное поведение на ее детские "травмы" и переживания, мне ее очень жалко. Но я тоже живой, да еще и ранимый человек, я каждое негативное слово, сказанное в свой адрес, воспринимаю близко к сердцу. Единственное, что меня держит в одной квартире с мамой, это то, что я учусь очно, у меня пока нет работы, нет денег на новую квартиру. При первой же возможности я хочу уехать от нее. Только боюсь, чем дольше буду жить с мамой, тем сильнее ее влияние будет на мою психику. Я боюсь стать такой же, как она...
В общем, что вы считаете? Правильно ли вообще так критиковать и "не любить" свою маму? Нужно ли мне как-то мириться с таким поведением? Если да, то как?
Автор вопроса: Валерия Возраст: 20

На вопрос отвечает психолог Чичина Татьяна Ивановна.
Здравствуйте, Валерия!
Прочитала Ваше откровение. Благодарю Вас за такое доверие и открытость.
Вы еще очень молоды, но в Вас столько мудрости, чуткости и внимания! Вашей маме очень повезло, что у неё родилась такая дочь!
Вы очень точно подметили связь между бабушкой, которая не дала своей дочери (вашей маме) той Любви, которой она была достойна. Скорее всего и у бабушки были сложные взаимоотношения с родителями или тяжелые ситуации, связанные со страхами, потерей любви и множеством других эмоциональных травм.
Для маленького ребенка, его родители - это как Боги, Высшие существа. Особенно мамы, ведь с ними у нас связь с самого зачатия. Мама - это наша первая колыбель, где мы все 9 месяцев её беременности, чувствуем и слышим её изнутри. Поэтому и все её страхи, переживания, эмоции записываются в нас уже в этот период. И дальше весь этот "груз" мы носим на себе, добавляя обиды, разочарования, вину и разные душевные терзания уже после рождения.
И даже, если вы завтра покинете свою маму, внутренний сценарий останется с вами, и может передастся дальше по-наследству.
Вы спросите, как же разорвать этот порочный круг?
Можно обратиться к психологам, существует множество техник по работе с подсознанием, когда снимаются и перезаписываются самые негативные эмоции и убеждения.
Но я вижу в вас внутреннюю силу и глубокое понимание, и вы можете сами попробовать переписать свою реальность.
Ответьте себе - почему ваша мама такая?
Чего самого главного не хватает человеку, когда он злится, раздражается, кричит, требует все больше знаков внимания, говорит, что его дети, его творения, получились плохими? Скорее всего, ваша мама чувствует себя плохой матерью, не любимой, не желанной, не нужной, даже если она никогда не признается в этом. И когда её дочери злятся, стыдятся её, сравнивают с другими (лучшими), но чужими родителями, она чувствует подтверждение этому, и от этого ей еще хуже...
Ваша ситуация очень похожа на мою. Я также долго носила на маму обиды, злость, раздражение, я стыдилась её, сравнивала с другими, была готова сбежать куда угодно. Пока не поняла, что и ей и мне не хватает Любви, той безусловной Любви, где Любят просто так, а не за какие-то качества характера. Просто потому, что я чувствую эту Любовь и готова ею делится ничего и никого не боясь.
И когда я это поняла, я стала часто говорить своей маме какая она чудесная, как мне повезло, что именно она моя мама и даже, когда она кричит и злится я её Люблю, просто потому, что она Моя Мама, а я её Дочь.
Попробуйте, и вы увидите, как поменяется ваша реальность, ваша мама и вы.
Моей маме уже 76 лет, она живет с нами, в моей семье и я очень счастлива и рада, что смогла в себе разыскать эту утерянную Любовь. И сейчас у нас бывают разные ситуации и споры, но каждый день, как можно чаще я стараюсь обнять её и сказать ей как я её Люблю и какое она Чудо. И вижу, как у нее начинают светиться глаза, и вижу, как она счастлива. И мне еще больше хочется отдать ей этой Любви и счастья, пока она здесь, пока она со мной. Ведь если я не могу этого ей дать, то кто-же тогда сможет?
Я верю в вас, Валерия, я вижу из письма в вас большие человеческие ресурсы, именно Вы нужны своей маме, а она -вам. Всех вам благ и Любви!