Мама всех винит и хочет контролировать. Не знаю, как ей помочь.

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Мне 35 лет. Дело в том,что у меня мама (73 года) очень властный, авторитарный человек, она всегда считает себя правой и я никогда не должна ей перечить,а только делать так как она говорит. Если я начинаю высказывать свою точку зрения, она начинает кричать, оскорблять, унижать. К слову, я живу отдельно, у меня семья, муж, но это отношение продолжается (по телефону, или когда приезжаю). Она в разводе давно, все время вспоминает свою ужасную прошлую жизнь, всех винит. Также для нее ее дети (я и брат) тоже неудачники (у меня муж ей не нравится, хотя я счастлива, брат старший, живёт с ней, не женат, курит и бывает поздно приходит домой, из-за этого она бесится все время, и практически с ним не разговаривает). Родственники для нее все тоже предатели и т.д. Хуже всего то, что она выливает весь этот негатив постоянно на меня, и я должна все время ей поддакивать, даже если я не согласна. А я молчу, из за этого она начинает кричать, нервничать, у нее усиливаются приступы дыхательной дистонии, это меня пугает.. Что мне делать в такой ситуации? Я вижу что она застряла в прошлом и пытается всех вокруг менять, контролировать и подчинять ее мнению, и когда у нее не получается, она начинает всех ненавидеть. Мне соглашаться с ней (чтобы не провоцировать ее приступы) или молчать дальше (что бесит ее). Говорить ей в ответ свое мнение (противоположное ее мнению) не вариант, т.к.сразу она начинает на меня кричать, слать подальше и т.д. Кстати, мои дети ее тоже раздражают очень часто,т.к.она в них видит повадки моего супруга, и она ругает его даже моим детям.. К психологу категорически не хочет.. Вот такие дела.. Как жить..? Боюсь за ее здоровье тоже . Благодарю..
Автор вопроса: Айлин Хан Возраст: 35

На вопрос отвечает психолог Лелюк Алина Владимировна.
Здравствуйте!
К большому сожалению, родители не всегда ведут себя так, как хотелось бы нам. И ваша мама тому пример.
Она действительно застряла в своем прошлом, в котором она не видит ничего для себя ни хорошего, ни приятного, ни радостного. Она уже в таком возрасте, когда надеяться на какое-то светлое и радостное будущее уже нет ни сил, ни веры, ни желания. К тому же у нее закоренелая привычка быть образ «жертвы». Все вокруг виноваты в ее неудавшейся жизни.
Хотя, она сама прекрасно понимает, что сама же свою жизнь и испортила. НО, к сожалению, она ничего не может с этим сделать, так как время вспять повернуть нельзя. Вот она и выражает свою горечь о неудавшейся жизни именно таким образом – она всех обвиняет, всем недовольна и со всеми ругается. Это ее своеобразный крик о том, что ей очень плохо и что она очень сильно сожалеет о том, что прожила свою жизнь именно так.
Возможен так же вариант, что ее мама была точно такой же. И поэтому ваша мама, не имея другого примера, как нужно вести себя со своими детьми – ведет себя так, как умеет. Потому что ее мама именно так вела себя с ней. И в силу накопленных на свою маму обид и злости, ваша мама «отыгрывается» на окружающих ее людях.
Это я вам объясняю, почему ваша мама именно такая. И в 73 года очень сложно меняться. Нужно для этого иметь либо очень сильное желание, либо должно случиться какое-то очень сильно эмоциональное событие, которое и будет для вашей мамы встряской. По-другому – вряд ли у нее даже мысль возникнет, что ей нужно стать какой-то другой. Понимаете?
Помочь вы могли бы в том случае, если бы ваша мама попросила вас о помощи. Но так как она вас не просит это делать – любые ваши попытки будут восприниматься в штыки. Если бы ваша мама заботилась о себе, она бы понимала, что ей нельзя кричать и волноваться, потому что «у нее усиливаются приступы дыхательной дистонии». Она все понимает, но совершенно не имеет желания хоть что-либо изменить. Возможно, еще и вами манипулирует своей болезнью.
Чем вы можете помочь вашей маме? Самое важное, что вы можете сделать – это принять сам факт, что у вас именно такая мама. Вот она у вас – именно такая. И вы не сможете ее изменить. Вы можете только лишь изменить свое отношение к ней и ее поведению. Когда вы примите сам факт, что мама именно такая – у вас исчезнет желание как-то ее переделать. Вы будете относиться ко всем ее выходкам спокойно.
После разговора с мамой вы не будете чувствовать себя несчастливой, злой или недовольной. Вы не будете бояться с ней разговаривать. Вы просто будете понимать, что мама по-другому не умеет себя вести. Вы будете ее любить за то, что она вас вырастила, что дала вам много всего, что сделало вас именно такой, какая вы есть сейчас.
Но при этом всем, вы ни в чем не виноваты перед вашей мамой. Она сама прожила так свою жизнь. Как понимала, знала и хотела. Каждый ее прожитый день – это ее выбор. И она его делала и сейчас она именно такая, какая есть. Поэтому – вам нужно перестать позволять вашей маме втягивать вас в ее разборки с собой и последствиями ее ежедневного выбора.
«Мне соглашаться с ней (чтобы не провоцировать ее приступы) или молчать дальше (что бесит ее). Говорить ей в ответ свое мнение (противоположное ее мнению) не вариант, т.к.сразу она начинает на меня кричать, слать подальше и т.д.» - если тема разговора вообще для вас не принципиальна – можете соглашаться с мамой.
Вы можете сами принимать решение, что вам хочется слушать, а что уже надоело. И вы можете спокойно прерывать эти разговоры или переводить на другую тему. Вы можете сказать маме: «Мама, ты сейчас на взводе. Давай ты успокоишься, и потом созвонимся и поговорим». Или: «Мама, перестань на меня кричать/задевать меня/оскорблять меня» - но говорить это нужно спокойным ровным тоном.
Да, изначально ваша мама может кричать, психовать, чтобы снова загнать вас в угол и заставить подчиняться – но потом она поймет, что вы ее не боитесь, что вы взрослая уверенная в себе женщина. И что с вами нужно общаться по-другому. Сразу скажу – не ждите быстрых результатов. На любые изменения нужно время.
Но когда вы измените свое отношение к маме – она сама начнет меняться по отношению к вам. Не видя вашей обычной и привычной для нее реакции на ее слова и недовольство – она потеряет всякий интерес цеплять вас.
И еще - любите вашу маму такой, какая она есть. Мысленно благодарите ее за то, что она сделала для вас, и мысленно говорите ей: «Мама, я тебя очень люблю!». Когда будете готовы – обязательно скажите это маме вслух. Для нее будет очень важно это услышать.
Мудрости вам и терпения в общении с мамой!
С уважением, Лелюк Алина