Напряжённые отношения с отцом после смерти мамы.

Вопрос психологу:
В феврале у меня погибла мама при пожаре в квартире. Папа пытался потушить огонь, выскочил на лестницу,дверь захлопнулась. Я прибежала почти сразу, мы с мужем живём в соседнем подъезде. Но было поздно. Отец бился в дверь, а я стояла и понимала, что там умирает моя мама, а я ничего не могу сделать. Квартира почти вся выгорела. Отца мы с мужем забрали к себе жить. Он очень изменился. Они с мамой прожили 54 года, а тут он потерял и жену и дом. Вернуться в свою квартиру он не смог, морально ему тяжело . Он отказывается от еды, похудел на 25 кг. Он стал угрюм, немногословен. Все, о чем бы мы не заговаривали, он переводит в негатив. Передачи безмозглые, певцы идиоты, молодежь тупые,мои подруги дуры. На мои попытки смягчить обстановку не реагирует . Самое тяжёлое, что он стал выпивать. Если раньше он иногда выпивал вина и при этом оставался адекватным, разговорчивым и беззлобным,то сейчас он пьет водку. Становится более злобным, ругательства на всех, унижает и обзывает. До пенсии он был долгое время руководителем,но умным и демократичным,его любили в коллективе. А тут появилась разнузданность и кичливость, типа , да вы все быдло и рвань. Муж перестал с ним выпивать, так отец стал пить один в гараже. Приходит уже пьяный. Утром просыпается и ничего вроде не помнит. Извиняется. И через день все по новой. Я с этим карантином осталась без работы,но от недостатка средств мы не страдаем. Самое тяжёлое это быть с отцом дома. Когда он не пьет, сидит в кресле со своим планшетом, безвылазно. Сначала, когда только начал жить с нами, помогал мне по кухне, что то по дому делать. Сейчас даже кружку за собой не уберет. Пытаюсь с ним по душам говорить,пап, ну мы же семья, у него один ответ. Моя семья умерла. Мне очень морально тяжело с ним общаться, меня стали раздражать мелочи,как он цвыркает после еды, как постоянно ковыряется в носу,как ковыряет в ушах. Стараюсь уходить из дома. Но это ж не выход. Муж тоже стал заметно реже оставаться дома. Мы никак не можем найти то равновесие,чтобы и нам и отцу жилось спокойно и мирно. Я понимаю, что его полностью выбило из жизненной колеи, он с 18 лет с мамой жил, вся сознательная жизнь с ней прожита. Отпустить его одного жить мне трудно. Он объективно сильно сдал и ослаб,короной переболел. Да и он не рвется в свою квартиру идти, он боится. Квартиру мы восстановили, сдаём. Но я настолько сейчас в депрессии, мне жить не хочется. Меня перестало что либо радовать,у меня не осталось сил противостоять отцовскому негативу. Подскажите, как переломить мне в себе эту ситуацию, как мне по другому общаться с отцом? Чтобы помочь ему?
Автор вопроса: Ева Возраст: 54

На вопрос отвечает психолог Костюкова Наталья Александровна.
Здравствуйте, Ева. Ситуация сложная. Я очень вам сочувствую в утрате матери и заботе об отце.
Отец с матерью прожили вместе 54 года и это как одно тело и одна душа. Наверное, сейчас его мучает огромное чувство вины за случившееся, что не смог спасти жену, а сам остался жить.
И он с этим живет. С горем и чувством вины. Отсюда понятны его раздражение и скрытый гнев, который выражается в раздражительности. И сейчас, когда вы живете вместе, все это выливается на вас. Вина — это непереносимое чувство, его испытывает каждый, кто потерял близких, а в случае вашего отца оно явное и огромное.
Что вас больше всего беспокоит во всем этом? Вы переживаете за своего отца, что он сильно изменился, отказывается есть, стал злобным, гневным, унижает всех. С ним тяжело находиться рядом. Вы не можете отпустить его жить одного.
Каковы последствия могут быть, если не решить эту проблему сейчас?
Скорее всего вы подорвете свое душевное здоровье и за ним физическое. Отцу тоже нелегко из-за того, что вы мучаетесь вместе с ним, а возможно, процесс восстановления больше затягивается в таких условиях.
Страдаете вы и ваш муж. Дома находиться очень тяжело.
Понятны ваши переживания за отца и желание облегчить его боль, но ему плохо, и вы не можете помочь, а сами попадаете под его настроение. Негатив, горе как каток закатывает в асфальт все добрые чувства.
Если скажу, что вам надо терпение и много, то этого будет мало.
Что же делать в данной ситуации?
Горе нужно пережить, и ведь вы тоже чувствуете потерю и горе, и вам тоже нелегко.
Это должно отболеть. Нужно время, а в его возрасте это вдвойне тяжело. Жизнь потеряла смысл.
Сколько длится горе? У всех по-разному. В норме острое горе длится 6-12 месяцев, если больше, то надо обратиться к специалисту. Прошло 8 месяцев примерно, как погибла ваша мать?
Бывает, если глубокая депрессия и человек больше года застрял в горе, чувстве вины, то его нужно госпитализировать.
Каковы показания к госпитализации: отказ от еды, перестал за собой ухаживать, не моется, полностью снял с себя ответственность за свою жизнь, появляются мысли о суициде. Поговорите с психиатром, может быть сходите без отца на первый прием.
Вы спрашиваете, как переломить ситуацию, как по-другому общаться с отцом?
Подумаете, что точно сейчас не помогает в общении с ним. Попробуйте говорить и действовать по-другому.
Не давайте ему советов, не убеждайте, что он не виноват. Говорите примерно следующее: «Мы тебя услышали, поняли, мы с тобой». Дайте ему возможность говорить, не перебивайте и не вмешивайтесь, наблюдая словно со стороны. Понятно, что все ваши слова вызывают в нем только гнев и непонимание.
Попробуйте вместе с отцом создать его будущее, надежды, планы. Чем он жил раньше, чем занимался? Надо вернуть ему смысл и радость жизни. А в этом может только ваша забота и помощь специалиста.
Каким вы видите свое будущее и будущее отца? Как бы вы хотели жить дальше? Все вместе или все-таки чтобы отец жил отдельно? Что было бы наилучшим решением для него и для вас? Подумайте.
Найдите его друзей, позвоните им, кто готов помочь и общаться с ним. Это будет ему и вам хорошая поддержка. Иногда нужно просто быть рядом и ничего не говорить, пока горе острое слова не нужны.
Попробуйте понять также для себя, что все что вы потеряли со смертью мамы, на самом деле осталось с вами. Да, ее физически нет, но любовь осталась, она жива и всегда будет в вашем сердце.
Попробуйте вспоминать хорошее, что было в вашей жизни и что остается с вами навсегда, это никуда не ушло. Пусть ваше сердце и сердце отца наполняет любовь к матери и нежность, а не боль утраты и вины.
Желаю вам терпения, Ева. Все наладится, подумайте над моими вопросами и примите решение.
Костюкова Наталья, коуч, психолог онлайн
______________________________
PS: Вы можете записаться на индивидуальную консультацию по эл. почте [email protected] или Viber, WhatsApp, Telegram +7 913 565 59 85