Чувствую злость и обиду. Как простить родителей?

Вопрос психологу:
Здравствуйте!
Дело в том, что когда я была маленькой отец был очень строг со мной, из-за каждой провинности кричал, бывало поднимал руку, когда выходил из себя. Мама закрывала на это глаза, делала вид, что не замечает. Но после она меня успокаивала и говорила, что вот видишь, ты плохо себя вела и получила. Больше так себя не веди. Долгое время я не чувствовала себя свободно дома. Мой отец часто ездит в командировки и когда он уезжал, то я чувствовала себя намного лучше. Когда я немного подросла он перестал поднимать на меня руку, но крики никогда не прекращались. Я постоянно жила в страхе. Затем я повзрослела и отношения вроде как улучшились, лишь иногда он кидал упрёки или немного ругал. Сейчас мне 25, живу отдельно, но иногда приезжаю домой и родители делают вид, что ничего не было.
Это так обидно. С подросткового себя ненавидела, считала ,что я во всём виновата сама. Это все вылилось в огромные комплексы, я боюсь высказывать свое мнение, общаться с людьми, считаю себя хуже других. Часто проскальзывает мысль, что не буду общаться с человеком так как я слишком плоха для него. В школе и университете училась неплохо, но были плохие оценки из-за того, что боялась отвечать.
Сейчас я чувствую злость за то, что мне так испортили жизнь, за то, что " наградили комплексами". Из-за них я чувствую себя неполноценной, школьные и университетские годы прошли скучно и сейчас проблемы с трудоустройством и личной жизнью. А все ведь могло быть иначе.
И так обидно, что родители сейчас делают вид, что ничего не было, строят из себя заботливых родителей. Действительно, сейчас никаких криков и упрёков, они со мной ласковые и любящие. Да, сейчас я чувствую их любовь. Но забыть прошлое я не могу, как и простить их. Я чувствую такую злость и обиду. Но я делаю вид, что ничего не помню и все хорошо.
Подскажите, как отпустить это все? Как перебороть комплексы? Как найти в себе силы их простить? И вообще нужно ли?
И не знаю связано ли это, но возможно из-за этой травмы мне постоянно снятся кошмары и я часто кричу во сне.
Автор вопроса: Александра Возраст: 25

На вопрос отвечает психолог Цуркан Виктория Николаевна.
Здравствуйте, Александра.
Искренне сочувствую вам. В детстве вы жили в постоянном страхе и напряжении, в ожидании нападения отца и без защиты матери. Вы были одиноки в своей боли и страдании. Взрослые люди, от которых зависела ваша жизнь, которые должны были стать для вас защитой и опорой, сами были источником опасности. Поэтому ваша обида и злость понятны.
Вы хотите «отпустить это все», спрашиваете: «Как найти в себе силы их простить?» Простить означает избавиться от отрицательных чувств и неприятных ощущений при воспоминании о ком-то.
У вас сейчас есть фантазия, что если родители признают вину за вашу закомплексованность и несчастливую судьбу, то вы сможете их простить и избавитесь от неприятных воспоминаний. Но этого не произойдет. Как показывает моя практика, разговор с родителями редко дает удовлетворение. Родители не понимают или не хотят говорить о прошлом. Вы можете услышать в ответ, что все было совсем не так, как вы помните. Вас обвинят, что вы все придумали и перекрутили. Вам расскажут истории, которые будут совсем не похожи на ваши.
Это происходит потому, что психика защищает нас от невыносимых переживаний и боли. Все неприемлемое, постыдное вытесняется, забывается. Вытащить из бессознательного неприятные моменты прошлого – сложная задача даже для специалистов. Вас может постигнуть еще одно разочарование.
Однако, вы можете попробовать. Но прежде ответьте себе на вопрос: зачем вам виноватые родители? Чтобы что? Будьте честны с собой. Чего вы хотите на самом деле, когда ждете покаяния родителей? Вина требует искупления. И может оказаться непосильной ношей для ваших стареющих родителей.
Подумайте о том, что сейчас вы не справляетесь со своими чувствами злости и обиды, как когда-то не справлялись ваши родители. Свое недовольство жизнью и судьбой они выливали на беззащитного ребенка, использовали вашу психику как помойное ведро. Вы были для них спасителем от непереносимых переживаний. И сейчас вы хотите с ними сделать тоже самое, что они делали с вами. Теперь они - слабое звено, а вы не справляетесь со своими чувствами.
Здесь важно увидеть и разделить ответственность. Да, ваши родители оказались не способными воспитывать ребенка без применения силы. У них не хватило знаний, умений, интеллекта. Вас растили психически незрелые люди.
Если исходить из вашей логики, что родители виноваты в том, какой вы стали, тогда и ваши родители не виноваты в том, какие они люди. У них тоже были родители, ваши бабушки и дедушки. И уже они не справились со своей задачей. Воспитали не очень умных, не очень талантливых, не очень идеальных родителей для вас. И бабушки и дедушки тоже не виноваты в этом, потому что они – результат воспитания своих родителей. И так можно перекладывать вину с поколения на поколение. И добраться до того, кто создал этот мир. Все в этом мире несправедливо и неправильно устроено. И можно долго возмущаться и обвинять. Только что от этого измениться? Вы успешно сольете свое драгоценное время жизни и энергию в никуда.
Известный французский философ Жан-Поль Сартр (1905 - 1980) говорил: «Важно не то, что сделали из меня, а то, что я сам сделал из того, что сделали из меня»
Ваша обида и злость – важные сигналы неблагополучия с одной стороны, но в тоже время это энергия для действий. Любые чувства – это сила, которая нам дается для исправления того, что нам не нравится. Вам важно сейчас осознать, что обвинять родителей, предъявить им претензии – это повторить то, что они делали с вами. И сделать их страдающими, отмстить им. А вам ведь нужен совсем другой результат. Вам нужны изменения в жизни.
Если вы хотите радикальных перемен, то без работы над собой, без получения новых знаний и опыта не обойтись. Личная терапия поможет вам избавиться от обид на родителей, вернет вам энергию, которая сейчас тратиться на бесконечные обвинения, и вы сможете направить ее на личностное развитие.
Чудо психотерапии заключается в том, что говоря о своем страдании, иногда по многу раз, разделяя свою боль с человеком, который вас понимает и сочувствует, вы потихоньку капля за каплей избавляетесь от негатива. Ваше психическое пространство очиститься и появится место для чего-то нового. Поэтому ищите специалиста, с которым вы будете чувствовать себя комфортно и отправляетесь в путешествие самопознания. Это очень интересно и полезно.
В отношениях с психотерапевтом вы сможете избавиться от своих комплексов. Также рекомендую вам пройти курсы ораторского, актерского мастерства. Запишитесь в спортивную секцию или на йогу, научитесь контролировать напряжение, которое отнимает у вас много сил, через управление своим телом, дыханием.
Уверенность появляется в результате достижений и успехов в социуме. Поэтому ваша главная задача сейчас – не смотря на страх, заявлять о себе, активно действовать. Страх преодолевается только одним способом – «боюсь, но все равно делаю». Чем больше достижений, тем крепче внутренняя опора.
Ваши кошмарные сны могут быть отражением тех травм, которые вы получили в детстве, тех ужасов и кошмаров, которые вам пришлось пережить. Все это уйдет в результате психотерапии. Ищите помощи у специалистов. Успехов вам на вашем пути!