Угрожала отдать меня в детдом. Обида на мать.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Моя история следующая: в детстве мы с мамой часто ругались из-за моего поведения, несогласия с ней или из-за разных бытовых мелочей. Во время таких ссор она запросто могла сказать "будешь себя вести - отдам в детдом" и делала вид, что звонит туда, из-за чего у меня начиналась истерика. Или сравнивала с моей подружкой: "Вот Даша никогда бы себя так не вела, её маме не приходится краснеть". Или "хватит рыдать, не позорь меня", когда ссорились на улице. В общем, делала так, что я чувствовала себя любимой весьма условно.
Я пыталась уже сейчас обсудить это с мамой, когда она была достаточно открыта, но в ответ получала "ну извини, что я такая плохая мать" - очевидно, что ей обидно было это слышать, и на искренние извинения совсем не похоже.
Проблема следующая: сейчас я вполне хорошо общаюсь с мамой, но в глубине души все еще на неё обижаюсь за эти моменты, хотя понимаю, что она не со зла. Но я устала себя жалеть и лелеять детские травмы; хочу отпустить это и жить спокойно, как это сделать? И можно ли сделать это с помощью самоанализа, не выводя маму на новый разговор?
Автор вопроса: Ульяна Возраст: 21

На вопрос отвечает психолог Гулякова Елена Васильевна.
Здравствуйте, Ульяна. Действительно вспоминать такие эпизоды из своего детства очень неприятно. Обида – очень тяжелое чувство, разрушительное.
Вы верно подметили, что в составе обиды есть жалость к себе. И действительно, девочку, которая плачет от страха, что мама отдаст ее в детский дом, очень ее жалко. В составе обиды также есть злость по отношению к обидчику. Иногда обиду называют вытесненной, остановленной злостью. Здесь может быть много причин в виде социальных установок: «на маму злиться нельзя», «не злись, ты же девочка» и др.
Любая эмоция – это маркер нашего отношения к ситуации. Она показывает насколько удовлетворяется или не удовлетворяется какая-то наша жизненная потребность. Ваша детская потребность в безусловной любви и принятии была не удовлетворена.
Вы верно заметили, что мама делала это не со зла. Скорее всего для нее это был единственный доступный образец воспитания. И как можно по-другому она вероятно и не знала. У нее не было намерения причинить вам страдания, она хотела вырастить вас достойным человеком и избежать каких-то своих неприятных переживаний. Намерения вполне позитивны, но вот исполнение оказалось для вас болезненно.
Поддерживаю ваше решение избавиться от обиды. Разговоры с мамой вряд ли помогут. Поскольку мама похоже не готова признать, что в чем-то была неправа. Для нее это может означать, что она плохая мать, а это практически тоже самое, что она плохой человек и жизнь прожита напрасно. Конечно, я сейчас обобщаю и предполагаю.
Что можно с этим сделать. Признать факт, что детство было таким, каким оно было. По этому поводу можно грустить. Прямо выделить специальное время, сказать себе: «сейчас я буду грустить», можно послушать музыку, посмотреть фильм, с кем-то поговорить об этом. Если грусть не вытеснять, а дать ей место побыть, она быстро проходит.
Признать, что мама неидеальна. У нее своя жизненная история, свои страхи, опасения, привычный способ как-то обходиться со своими переживаниями. Она вас любила, но в силу многих причин не умела выразить свою любовь другим способом.
Дать выход обиде. Для этого можно использовать письменные практики. Например, чувствуете, что злитесь или обижаетесь, накрывают плохие воспоминания, берете несколько листов бумаги и выгружаете все чувства и мысли на нее. Главное, писать быстро, не останавливаясь, не перечитывая, не обращая внимания на ошибки и знаки препинания. Потом не перечитывая, рвете и выбрасываете.
Другой способ – написать маме письмо. Важно (!) потом его не отправлять. Так вы сможете не подавлять свои чувства, а разместить их в безопасном пространстве.
Возможно когда-то уровень психологической гибкости вашей мамы возрастет, и вы сможете об этом поговорить. Но даже если этого не случится, теперь у вас есть взрослая вы. И вы сами можете о себе позаботиться, дать себе ту безусловную любовь и принятие, которой вам не хватило в детстве.
Будьте счастливы и благополучны.