Что делать с плохой матерью?

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Скажите, что делать, если мать 59 лет не помогает мне ни в чем, говоря, что в 23 года должна сама все делать? Я просто прошу у нее совета, а она принимает это за оскорбление. Никогда мне не подсказывала, как и где искать работу, брать деньги, не давала нормальную еду, издевалась над моими повадками, натравливала на меня милицию, вызывая у меня защитную реакцию на ее оскорбления, а потом снимая побои. Сейчас у меня из-за ее плохого отношения начались проблемы с питанием, которые подкрепляются тем, что она покупает плохую еду, которая не даст никакой энергии или витаминов. То есть, у нас дома не увидишь каких-нибудь фруктов, овощей, орехов, сухофруктов. Хочется убежать из дома, но не к кому. У нее какая-то зависимость от того, чтобы портить родным жизнь. Мой папа, кстати, погиб по причине рака поджелудочной железы в сильных муках. Чувствую, что по вине жадной матери, которая заставила его верить, что он заслуживает бедного к себе обращения и в плане чувств, и в плане питания. Сама она не признает своих ошибок. К моей 37-летней сестре относится как к ангелу. Платит за ее учебу, ходит на малооплачиваемую работу рядом с ее домом, чтобы нянчить ее детей, дает им постоянно большие деньги. Очень обидно видеть, как ее отношение к сестре и мне сильно отличается.
Автор вопроса: Даша Возраст: 23

На вопрос отвечает психолог Свиженко Мария Михайловна.
День добрый!
Дорогая Даша, мне очень жаль, что у Вас с мамой сложились неблагоприятные отношения. Прекрасно Вас понимаю, каждый человек нуждается в любви, принятии и поддержке, а также сопереживаю Вам в том обстоятельстве, которое ранит Вас , что вы не чувствуете того тепла «Ангела», как Вы писали Ваша мама относится к Вашей сестре.
Матери бывают разные, некоторым на всю жизнь удается поселить в своих детях страх и ощущение собственной никчемности и неполноценности.
А по каким же причинам самая важная женщина в жизни девочки может к ней так относиться?
По некоторым теоретическим взглядам в психологии, давайте попробуем предположить с Вами , Даша варианты нескладности отношений Вашей семьи.
Например:
У Мамы не было примера гармоничных взаимоотношений. Первый опыт любви получают в детстве, установки на взаимоотношения – тоже. Если у женщины не было эмоциональной близости с собственной матерью, она не будет знать, как обрести её с собственной дочерью. Она будет растеряна и напугана, из-за чего её холодность будет восприниматься как ненависть.
Дочь – незапланированный/нежеланный ребёнок. Женщина оказалась жертвой обстоятельств. Она не хотела становиться матерью. А иногда , ответ на вопрос почему мать недолюбливает дочь – абсурден: потому что она хотела сына!
У неё разрушилась идеальная картина мира. Фраза «Я хочу ребёнка», звучит гораздо чаще, чем «Я хочу быть матерью». То есть, появление малыша воспринимается скорее, как приобретение, нежели отдача. Кроме того, многие женщины используют свою беременность как средство укрепления отношений, что срабатывает далеко не всегда.
Если вы осознаёте себя нелюбимой дочерью, следующее руководство к действию поможет вам не отягощать и без того тяжёлую обстановку:
Не поддавайтесь на провокации. Мать будет искать в ваших словах и поступках подтверждения своим убеждениям – «Мой ребёнок, плохой и вот почему». Не отвечайте на нападки.
Поймите, что вы не в состоянии влиять на чужие эмоции. Вы не можете скорректировать её внутренний дискомфорт – она должна сделать это самостоятельно.
Научитесь отстаивать собственные границы и интересы. Если вы чувствуете, что Ваш характер слишком вспыльчив для противостояния её оскорблений - Ваш лучший вариант, начать самостоятельную жизнь отдельно при первой же возможности.
В данный момент Вы бы ушли из дома , но некуда. Есть другой вариант - пытайтесь найти своими усилиями, без подсказки матери (раз уж она принимает это за оскорбление) , себе работу, чтобы зарабатывать себе на жизнь и покупать ту пищу, которая будет Вам необходимой , полезной и вкусной. Анализируйте свой внутренний мир, узнавайте себя, пытайтесь понять , что Вы хотите , что Вам нравится и в какой сфере деятельности хотели бы работать. Наверняка у Вас , Дарья есть проф.образование? Если ещё до сих пор не можете понять себя и найти где работать, пишите. Или обратитесь в психологу. Специалист поможет вам разобраться в ваших чувствах, найти и устранить детские травмы.
Продемонстрируйте свою автономность. Вы можете действовать и принимать решения самостоятельно.
Как только у Вас появится возможность – уезжайте из отчего дома и начните самостоятельную жизнь. Не поддавайтесь на уговоры остаться или если будут запугивания в том, что у вас ничего не получится. Увеличьте дистанцию, если это необходимо и сократите общение вплоть до коротких телефонных звонков. Вполне вероятно, что за время разлуки мать оттает и отношения станут более уважительными и тёплыми.
Звучит нелестно, но это будет Ваша любовь к матери.
Знакомство с другой точкой зрения
Поставьте себя на место своей матери. Спросите ее о ее жизни. Воспроизведите в своём воображении её жизнь начиная с детства и заканчивая нашими днями. С какими людьми Вам в Вашем воображении приходится сталкиваться? Какие лишения переживать? Кто проявил к Вам наибольшую симпатию и заботу? Это упражнение поможет Вам выработать в себе чувство здоровой эмпатии и проанализировать события с другой стороны.
Попробуйте составить список благодарностей.
Сядьте за стол и выделите час своего времени на то, чтобы написать список благодарностей к своей матери. Вспомните все моменты, когда её поступки грели вам душу. Это поможет Вам отнестись к ней терпимее.
У каждой девушки есть представления об идеальной семье. Оно основывается на жизненном опыте других людей, увиденном в фильмах и даже литературных образах «образцовых матерей». Но чаще всего такие шаблоны слишком плоские и нежизнеспособные. Примите свою мать такой, какая она есть. В конечном итоге – она просто человек со своими недостатками и слабостями.
Отношения мамы с дочкой – это прототип большинства важных социальных и ментальных конструктов. В их числе – самоуважение, любовь к себе и самооценка, умение строить отношения. Увы, прошлого не изменить, также, как нельзя изменить маму. Но можно попробовать измениться самостоятельно и начать новую жизнь без груза старых обид.
В силах каждого «недолюбленного» уже взрослого человека изменить свое отношение к себе.
Скажем спасибо пластичности нашего мозга. Самое главное, будущее совершенно не должно находиться под властью прошлого. Если мать не любила вас и травмирует Вас своим отношением, это не значит , что Вас никто никогда не полюбит или что Вы сами не можете научиться любить себя и других.
Всех Благ!
С уважением Мария.